Большинство россиян сталкивались с телефонным мошенничеством — получали звонки от неизвестных людей, которые выдают себя за других и пытаются заставить собеседника действовать в своих интересах. Эксперты Сбера собрали популярные уловки и приготовили 3 совета, которые защитят вас от обманщиков.
Звонок из службы безопасности банка
Вам звонит незнакомец. Номер входящего звонка очень похож на номер банка — например, совпадают последние цифры. Звонящий представляется сотрудником службы безопасности банка. Мошенник сообщает, что «банк выявил подозрительную операцию» или «в системе произошел сбой». Он просит у вас полные данные карты, CVV- или CVC-код, код из СМС или пароль для входа в личный кабинет. Это нужно якобы «для сохранности ваших денег». На самом деле, сообщив эти данные, вы рискуете потерять деньги.
Автоматизированные колл-центры
Вам звонит робот — будто бы от банка. Он сообщает, что ваша карта «заблокирована в связи с подозрительной операцией», просит вас перезвонить для выяснения подробностей и диктует номер. По этому номеру отвечает мошенник под видом сотрудника службы безопасности — пугает вас потерей денег и настойчиво предлагает их «спасти», переведя на «безопасный счёт», либо старается выманить секретные данные (например, логин от мобильного приложения банка или код из СМС).
Важно: иногда вам может позвонить настоящий голосовой помощник от банка — в том случае, когда банк подозревает мошенничество. Но это делается лишь для подтверждения, что операцию проводили вы сами. Ни сотрудник банка, ни голосовой помощник никогда не просят называть цифры и коды или звонить на номер, который отличается от официального. Если сомневаетесь — прервите общение и перезвоните по официальному номеру банка самостоятельно.
Звонок из прокуратуры
Мошенник звонит и сообщает, что некий сотрудник банка с доступом к вашему счёту находится под подозрением, и в его отношении ведутся следственные действия. Через некоторое время мошенник звонит вам под видом «представителя прокуратуры». Он просит вас помочь следствию — предоставить информацию о счёте для проведения «проверок», а также убеждает перевести свои деньги на «специальный счёт» для гарантии их сохранности.
Выигрыш в лотерее
Данный сценарий подразумевает не запугивание жертвы, а напротив — рассказ о некой радостной новости: выигрыш, выплата или бонус, эксклюзивное предложение или хорошая скидка. Чтобы не упустить такую выгоду, вам предлагают прямо сейчас совершить нужные мошенникам действия, например, продиктовать номер карты и код из СМС.
Приложение-кошелёк с «защищённой» картой
Злоумышленник звонит от имени банка и говорит, что для вас выпущена новая, особо защищённая карта. Такую карту якобы нужно добавить в мобильное приложение-кошелёк и перевести на неё деньги с других карт «для сохранности». Если вы под диктовку мошенника привяжете к приложению-кошельку свою карту и пополните её, деньги уйдут мошеннику.
Перевод по ошибке
Вы оставили своё имя и номер телефона на сайте бесплатных объявлений. Вскоре кто-то присылает вам с мобильного телефона СМС, подделанное под банковское сообщение о зачислении средств. Затем с другого номера приходит СМС или поступает звонок — вам объясняют, что перевод совершен по ошибке, и просят вернуть деньги. Вы жалеете человека, который допустил оплошность, и забываете проверить последние операции в личном кабинете. После перевода мошенники исчезают.
Брокерские или дилерские услуги
Вам звонит незнакомец, который называет себя представителем брокерской или дилерской компании, предлагает инвестировать деньги и обещает высокий доход. Вы соглашаетесь открыть счёт и самостоятельно переводите деньги на карту третьего лица. Мошенники пропадают, вернуть деньги после этого будет крайне сложно.
«Мама, я попал в беду»
Одна из первых в России схем и старый, но до сих пор работающий способ. Жертве поступает звонок якобы от члена семьи или сразу от «сотрудника правоохранительных органов». Они сообщают, что родственник попал в неприятную ситуацию: устроил ДТП, задержан с наркотиками и т.д. По итогам разговора жертву просят перечислить или передать курьеру крупную сумму денег для «решения вопроса».
Три совета
Запомните эти сценарии и будьте готовы прервать общение с преступниками как можно скорее. Но даже если мошенники придумают совсем новую схему, вы сможете сохранить свои деньги, последовав нашим советам.
Совет №1: узнать, с кем вы разговариваете
Первым делом проверьте, подключен ли у вас сервис «Проверка входящих звонков» в разделе «Безопасность» в приложении банка. Он информирует о звонках с известных нам номеров мошенников — если увидите, что звонок небезопасный, сможете просто не брать трубку.
Совет №2: не раскрывать тайн
Даже если вы не нашли причин усомниться в личности звонящего, это не повод ему доверять. Ни в коем случае не сообщайте данные своих карт, размер денежных сумм на счетах и любую иную конфиденциальную информацию.
Совет №3: не торопиться
Самое главное при общении с мошенниками — спокойствие и рассудительность. Противник будет провоцировать вас на импульсивные и необдуманные поступки. Но подобные попытки сразу должны вызвать у вас подозрение. Не выполняйте ничего из того, что требует от вас звонящий, прекратите разговор.