Пермь в этом году стала молодёжной столицей России. Это звание вполне оправданно, ведь здесь очень многое делается для подрастающего поколения. Например, в городе развита сеть учреждений дополнительного образования для школьников. О том, какие есть возможности у ребят, рассказала директор Центра дополнительного образования для детей «Луч» Светлана Соломинина.
Бесплатно для ребят
– Светлана Александровна, какие функции выполняют центры допобразования?
– Дополнительное образование России – это уникальное явление, ведь далеко не в каждой стране существует такая развитая система. Его основная задача – развитие творческих способностей детей. Мы стараемся создать такие условия, в которых ребята могут максимально раскрыться. Есть много примеров того, как ребёнок, не очень успешный, непринятый в школьном коллективе, неуверенный в себе, приходя на дополнительные программы, преображается, проявляет свои лучшие качества, максимально реализует свои способности. Секрет в том, что сюда ребята приходят по своему желанию, выбирая именно то, чем им нравится заниматься. В этом отношении я считаю педагогов дополнительного образования счастливыми людьми – они работают с замотивированными детьми.
– Сколько в центре «Луч» секций и кружков, какой они направленности?
— У нас реализуются 34 дополнительные общеобразовательные программы по шести направленностям: художественные, физкультурно-спортивные, туристско-краеведческие, естественнонаучные, технические, социально-педагогические. Есть уникальные программы. Например, «Стрельба из лука». Наши ребята образуют ядро сборной Пермского края по этому виду спорта. Среди них есть и мастера спорта, и кандидаты, и спортсмены-разрядники.
Ещё один пример – городской профильный судостроительный класс, открытый при поддержке администрации Перми. Изначально у педагога была мечта ходить под парусами, но не было никакой материальной базы. Цель помогла найти возможности, подключить единомышленников. За счёт сотрудничества с разными сферами удалось привлечь бизнес, профильные высшие учебные заведения, получить грантовую поддержку Пермского края и России. В итоге мы открыли в этом году судостроительный класс.

– Как в него можно попасть?
– Поступить может любой десятиклассник города Перми. Обучение бесплатное, занятия проходят по субботам. Школьники не просто слушают теорию инженерного курса, они могут своими руками построить яхту, научиться управлять ей. Кроме того, ребята выходят на предприятия - на «Пермскую судоверфь». Они видят все этапы создания корабля, примеряют на себя рабочие специальности. Мы надеемся, что они осознанно выберут в дальнейшем профессию, продолжат свой профессиональный путь в судостроительной отрасли. Тем самым мы вносим вклад в подготовку кадров для возрождения пермского судостроения.
— Остальные кружки у вас тоже бесплатные?
– Да. Каждый школьник в Перми может выбрать и посещать на бюджетной основе одно объединение дополнительного образования в учреждениях, подведомственных департаменту образования города, и одно объединение, относящееся к спорткомитету. Чтобы записаться к нам, достаточно заполнить заявление на портале «Госуслуги».
Если есть потребность в ещё одном кружке, то можно посещать и платно. Такая возможность тоже есть.
Добрые дела
— Помимо того, что вы директор самого Центра, вы ещё и руководитель скаутского отряда «Полярная звезда»?
– Да, я считаю, что как главврач в больнице должен быть оперирующим хирургом или вести приём, так и директор образовательной организации должен иметь возможность заниматься с детьми, чтобы не потерять квалификацию, понимать проблемы, с которыми сталкиваются педагоги.
Скаутский отряд я создала в 1996 году, когда ещё работала в школе. Сейчас это одно из объединений нашего Центра. В основе лежит туристско-краеведческая программа, потому что важное направление в скаутской системе — это патриотическое воспитание. А оно невозможно без краеведения. Мы с ребятами стараемся узнать свою малую родину, а потом и нашу большую страну.
Скаутские слёты проходят в разных точках России. Это стимулирует нас путешествовать и узнавать больше. Приезжая в каждый город, приятно встречать друзей, которые с удовольствием рассказывают про свою малую родину, стараются сделать так, чтобы мы её узнали и полюбили. Так что из Калининграда мы уезжаем, влюблённые в Калининград, из Татарстана – с тёплым чувством, что ещё один кусочек страны стал для нас родным.
Скаутинг появился в России в начале XX века. К 1917 году во многих городах России существовали и успешно развивались скаутские отряды. Но смена общественного строя в государстве привела к потребности создания пионерской организации. Мы рассматриваем её как преемника. Потому что все законы, правила и даже символика, которые были в скаутском движении, плавно перешли в пионерию. Первыми пионерскими вожатыми и стали скауты. Так что и все главные составляющие перешли туда: дружба, забота о младших, о природе, выполнение требований старших и т. д.
Первыми пионерскими вожатыми и стали скауты. Так что и все главные составляющие перешли туда: дружба, забота о младших, о природе, выполнение требований старших и т. д.
Это основные правила, которые существуют, наверное, в любой детской общественной организации. И сегодня они становятся ещё более актуальными. Ведь то, что было раньше само собой разумеющимся, как, например, скаут – друг всем и брат любому другому скауту, сейчас приходится возрождать. Родители приводят детей в отряд, чтоб они научились дружить. В эпоху цифровизации, особенно после пандемийных ограничений, детям стало сложно находить общий язык со сверстниками. Цифровое общение заменяет словесное, дети не знают, как обратиться друг к другу, как начать разговор, как подойти. Для них трудно даже просто взяться за руки. И этот скаутский закон о дружбе выходит на первое место, мы учимся общаться, раскрывать свои лучшие стороны своим друзьям.
— А чем занимаются скауты на занятиях?
— Мы ходим в походы - как однодневные, так и многодневные. Ребята учатся жить в природе, оказывать помощь, действовать в экстремальных условиях. Сейчас, например, готовимся к соревнованиям «Школа безопасности».

Например, уже много лет мы дружим с приютом для животных «Доброе сердце». Мы долго искали, где ребята могут приносить реальную пользу. Далеко не все социальные организации готовы открыть свои двери детям. А когда в первый раз приехали в приют для животных, то поняли, что здесь наша помощь нужна и работа в приюте нам посильна. То, что дети считают удовольствием (погулять с щенками, например), является реальной помощью в социализации собак. Потребности у приюта в руках есть всегда: помыть миски, подмести дорожки, расчистить от снега тропинку до вольера. Обсудив с родителями, мы поняли: это нам всем подходит. Мы с удовольствием ездим помогать. Зачастую родители становятся участниками наших поездок.
— А родителей часто привлекаете?
— Так сложилось много лет назад, что родители активно стали подключаться к нашим делам. Сначала это вызывало удивление. А потом мы поняли, что взрослому человеку тоже бывает порой сложно найти компанию для совместного проведения полезного досуга.Некоторые родители именно поэтому присоединяются нашим походам, слётам, сплавам. Другие видят возможность провести время вместе, пообщаться, заняться общим делом. Есть родители, которые имеют богатый профессиональный опыт, какие-то навыки, которыми готовы делиться. Например, была мама-рукодельница. Но у неё трое сыновей, которым не очень-то передашь навыки шитья и вязания. Она стала приходить в отряд, чтобы заниматься с девочками.
Мы поняли, что родители - наши главные союзники, а ещё – это ценный образовательный ресурс. И сейчас во многих делах родители рядом с детьми.
Родители отмечают, что такая совместная деятельность помогает им преодолеть возникающие сложности в общении, особенно в подростковом возрасте.
Когда родители приходят и что-то проводят в отряде, у детей появляется чувство гордости, когда они видят, как другие ребята восхищаются их мамами и папами.

Игра для города
– Каждый год пермские скауты проводят Большую Георгиевскую игру. Как будут проходить мероприятия в этом году?
— Да, это совместный проект общественной организации «Пермский скаутский центр» и Центра дополнительного образования «Луч». Если первоначально, в далёком 2008 году, это был внутренний маленький проект, когда старшие ребята для младших проводили краеведческую игру по городу, то уже со следующего года мы стали приглашать школьников города. И вот сейчас это уже краевой проект, он получил поддержку фонда грантов губернатора Пермского края. В этом году игра посвящена 80-летию Победы.
27 апреля на площади у Театра-Театра мы ждём всех зарегистрировавшихся участников. К сожалению, мы не можем сказать: «Приходите все желающие». Количество мест ограничено. Заявки подали больше 900 человек. Почти половина из них – это постоянные участники, которые знают, что игра состоится при любых погодных условиях.

— Что из себя представляет БГИ?
— Это городской квест с выполнением разных тематических заданий, посвящённых краеведению, истории малой родины. Будет 20 контрольных пунктов. На старте участники получают карту игры и самостоятельно выстраивают маршрут, определяя, с какого пункта они начнут, как будут двигаться, стремясь обойти как можно больше контрольных пунктов и выполнив как можно больше заданий, чтобы занять призовое место. И в течение четырёх или шести часов (в зависимости от возраста) они будут выполнять задания.
– Кто стоит на этих пунктах?
– На каждой точке – судейская команда, сформированная из волонтёров. Это и молодёжь из скаутской организации (выросшие ребята, которые хотят, чтобы жизнь у младших ребят была такой же интересной, как когда-то у них). Есть среди судей и педагоги центра «Луч», школ и образовательных учреждений города, которые разрабатывают свои контрольные пункты. Есть партнёры, которые уже не один год с нами сотрудничают и разрабатывают задания для своего контрольного пункта.
А ещё судьями БГИ становятся вчерашние участники игр, и мы им очень рады.
– Участникам придётся показать только теоретические знания или есть практические занятия?
– Будут разные задания. Мы стараемся разрабатывать их так, чтобы ответы не найти одним кликом в интернете. Будут вопросы на логику, на практические навыки.
Такой молодёжный проект важен как для тех, кто участвует, так и для тех, кто его организует.
Материал подготовлен совместно с администрацией г. Перми.