Как пережить развод родителей? Почему одноклассники не хотят со мной дружить? Как творчество помогает справляться с эмоциями? Каким будет моё будущее? С этими и многими другими вопросами выступили школьники Пермского края на неформальной конференции «Мысли вслух», прошедшей в посёлке Полазне. Подробности — в материале сайта perm.aif.ru.
О чём не расскажешь на уроке
Детские конференции «Мысли вслух» проходят по всей России и за её пределами на протяжение десяти лет. Организует их благотворительный фонд «Новый учитель», занимающийся решением проблем доступности и качества образования. На конференциях школьники получают возможность свободно высказываться на волнующие их темы. Дети могут говорить о чём угодно: отношениях в классе, своих эмоциях, проблемах в семье, любимых занятиях и планах на будущее. А взрослые, учителя и родители, слушают ребят и дают им обратную связь, делясь своим опытом.

В Пермском крае конференция «Мысли вслух» прошла впервые. В стенах полазненской СОШ № 1 собрались местные учителя и ученики, а также гости из нескольких пермских школ и колледжей.

«На уроке часто приходится отвечать то, что написано в учебнике. И так редко мы слышим то, что вас беспокоит. Сегодня вы это скажете! Вы большие молодцы. Мы с удовольствием вас послушаем. Не бойтесь, говорите. Мы вас всегда поддержим», — поддержала участников перед началом выступлений директор полазненской школы Ольга Брызгалова.

Организаторы конференции отмечают, что участие в ней — это новый опыт как для детей, так и для их педагогов. Школьники выступают не просто с исследовательской работой или докладом –– они говорят о том, что им важно, чем они хотели бы поделиться с окружающими, но им не хватало на это времени в перерывах между уроками или выполнением домашних заданий. Иногда речи детей даже приводят учителей в шок. «Вот это важно для нашего ребёнка?!» – удивляются они.

Что тревожит детей?
26 детей в возрасте от 8 до 17 лет поделились своими проблемами перед публикой. Что же беспокоит пермских школьников?
Пятиклассница Арина Нефёдова считает себя «белой вороной». Она не ощущает себя на одной волне с одноклассниками, а дома у родителей не всегда есть время, чтобы её выслушать. Справляться с эмоциями Арине помогает творчество: бисероплетение и шитьё. Аудитория откликнулась на историю школьницы. Одна из девочек также поделилась, что у неё была похожая история в школе. Ей даже пришлось перейти в другой класс. Она призналась, что решить проблему помогло общение с близкими людьми.

Один из самых взрослых участников конференции, 17-летний Матвей Лунёв, рассказал о разводе своих родителей. Он учился в пятом классе, когда они разошлись. Тогда он не совсем понимал, что происходит, однако ситуация сказалась на поведении подростка: он стал одиноким, перестал вникать в учебный процесс, начались проблемы в школе. Мама была рядом, но Матвей не хотел её тревожить, поэтому всё больше углублялся в себя. Помогло школьнику преодолеть тяжёлое время общение. Благодаря ему семья стала сплочённее и дружнее, начала весело проводить досуг. Матвей надеется, что его история станет полезной для ребят, оказавшихся в такой же ситуации.

А старшеклассник Кирилл Бояршинов уже задумывается о своём будущем. Он хотел бы стать ответственным человеком, сильным духовно и физически, интеллектуально развитым и мудрым. Для этого, считает школьник, ему понадобятся трудолюбие, чувство ответственности и пунктуальность. Кирилл считает, что для полноценного развития полезно читать книги, заниматься хобби и спортом. Он уверен, что, если приложить достаточно усилий и уделить время саморазвитию, то всё получится. А по профессии он хотел бы стать поваром.

14-летний Роман Вдовин просто рассказал о своей любимой музыкальной группе. Он сам не занимается музыкой, но в будущем хотел бы её создавать свою команду. В выступлении мальчика не было чего-то особенного, оно продлилось всего пару минут, но он очень хотел поделиться своим интересом с другими людьми и был очень рад, что ему дали это сделать. Возможно, самым главным для Романа стало то, что его услышала мама, которая находилась среди зрителей, ведь до этого он не обсуждал с родителями свои музыкальные интересы.

Анна Заморина на примере своего опыта рассказала, как музыка помогает справляться с эмоциями. Спасение в ней школьница нашла в конце девятого класса перед экзаменами. С тех пор музыка помогает старшекласснице освобождать мозг от лишних мыслей и поддерживать настроение. Анна настолько углубилась в тему, что решила создать специальный тест, определяющий стиль музыки, подходящий к настроению респондента: для нерадостных людей будет грустная подборка, для весёлых — энергичная.

Участники конференции говорили о разном – пользе путешествий, экономике России при санкциях, подростковой лудомании, страхе, мотоциклах, искусственном интеллекте и многом другом. Школьники из разных школ, разного возраста и с разными интересами смогли поделиться друг с другом опытом и, что самое главное, получить несколько минут внимания взрослых.

При этом, как отмечают организаторы, среди выступающих не выявляют победителей. Главная цель — чтобы детей услышали. Ещё большую аудиторию рассказы всех участников получат на сайте проекта: мысли детей можно будет прочитать или прослушать в формате подкаста.

«Мысли вслух» впервые прозвучали в Пермском крае, но это не помешало собрать в одном месте более двухсот человек. Пройдёт ли вторая конференция в регионе в следующем году, организаторы ещё не могут сказать. Пока что полазненские и пермские ребята передали эстафету школьникам из Тамбовской и Калининградской областей.
