Ученики младших классов лицея № 4 пробуют свои силы в 3D-моделировании, создают руки-манипуляторы, изучают электромобили и сравнивают образы сказочных персонажей. Уже 16 лет они возвращаются с победой со Всероссийского фестиваля юных исследователей.
Ребята рассказали о своих первых шагах в науку, а их наставник поделился историей успеха юных изобретателей. Какие проекты воплощают школьники?
Традиция
Уже 30 лет лицей № 4 возит команды начальных классов на фестивали юных исследователей, которые проводит Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего».
«Сначала это были турниры «Эврика». А последние 18 лет это рождественские фестивали «Юный исследователь», которые включают в себя различные конкурсы: тест-рейтинговую метапредметную олимпиаду, научно-практическую конференцию и командные игры. Соревнования идут три дня. По итогам выбирается команда-победитель», – объяснила заместитель директора по начальной школе Людмила Корягина.
Лицеисты участвовали в 16 фестивалях из 18. И каждый раз возвращались домой победителями. Этот год не стал исключением. Пермская команда вновь не осталась без кубка, опередив школьников из Казани, Нижнего Тагила, Рыбинска, Уфы, Челябинска, Череповца и Чесноковки. Как говорит руководитель команды юных изобретателей Людмила Корягина, побеждать – это уже традиция.
Чем удивили жюри?
В этом году в состав команды вошли ученики с 1 по 6 класс. Ребята рассказали о своих идеях. Третьеклассница Алёна Славянова перед Новым годом посмотрела на нарядную ёлку – и тема исследования пришла к ней сама собой.
«Я исследовала Дедов Морозов из разных регионов России. Например, в Удмуртии Дед Мороз – Тол Бабай. Его считают самым высоким Дедом Морозом во всём мире. В Тыве – Соок Ирей. Он Дракон, который состоит изо льда и может превращаться в кого угодно. Кыш Бабай из Татарстана отличается от остальных тем, что его шуба всегда имеет зелёный оттенок», – рассказала девочка.
Можно подумать, что исследовательская деятельность лишила ребёнка веры в сказочного волшебника. Но это не так. Алёна призналась, что всегда верила и продолжает верить в Деда Мороза.
Третьекласснику Никите Швецу тему подсказал папа. Мужчина познакомил сына с гидравликой – наукой о законах движения, равновесии жидкости и способах применения этих законов к решению инженерных задач.
«При работе я создал действующую модель руки-манипулятора на основе гидравлических механизмов. Для этого мне понадобился комплект деревянных деталей, медицинские шприцы, вода, эластичные трубочки, пластиковые стяжки, шпажки для шашлыка, клей. Я выполнил сборку, проверил механизм, рука смогла даже поднять небольшой предмет – пластиковый стаканчик. Полную бутылку она пока не поднимает», – сообщил мальчик, чья работа стала лучшей на секции.
Ещё один ученик третьего класса Миша Елагин при выборе темы обратился к своим корням. Он сравнил коми-пермяцкие и русские народные сказки, а потом создал мультфильм.
«Моя бабушка коми-пермячка. Она хорошо говорит на родном языке и любит рассказывать коми-пермяцкие истории. В своём исследовании я находил отличия, сравнивал сюжеты и образы в сказках, – сказал мальчик. – Потом в интернете вместе с родителями нашли подсказки, как снимать мультфильмы. Можно нарисовать человечков, разрезать их на составные части (руки, ноги, голова, туловище), затем прикладывать их в разном порядке и фотографировать. Потом надо объединить кадры в видео, озвучить их. И получится мультфильм. Сценарий помогла написать бабушка, а озвучивали мы на коми-пермяцком. В этом участвовала почти вся семья».
Ангелина Федосеева тоже обратилась к истории своей семьи. Её папа коми-пермяк, поэтому девочке стало интересно изучить традиционные костюмы этого народа. Она не только изучила вопрос в теории, но и применила полученные знания на практике – задекорировала ткань методами верховой набойки и аппликации.
Первоклассница Мария Елагина изучила особенности безглютеновой выпечки и напечатала при помощи родителей сборник рецептов. Её сверстница Амина Шарипова узнала, кто такой домовой, и создала нескольких своих домовят. Пятиклассник Дима Стародумов представил тему «Беляны на Каме – прообразы современных грузовых судов». Ученица шестого класса Виталия Казакова выполнила исследование по теме «О чём может рассказать почерк?» Ещё один участник фестиваля Миша Ануфриев создал модель парковки для электросамокатов.
И это далеко не все проекты учеников лицея № 4 Перми. Всего пермские ребята презентовали 22 идеи из разных областей науки: от биологии и краеведения до физики и технического творчества.
Польза и гордость
Исследованиями ребята занимаются как в учебное, так и в свободное от учёбы время. К фестивалю они начинают готовиться за пару месяцев до поездки – по выходным ходят на дополнительные занятия.
«Мы всегда говорим ребятам, что они выступают не за свой класс или лицей, а за Пермь. И мы очень гордимся их результатами», – сказала Людмила Корягина.
«Ребята, которые занимаются исследованиями, видят проблемы. Они знают, как поставить перед собой цель, как выдвинуть задачи, чтобы её достичь. Это поможет им как в старших классах, так и в жизни в целом. Кроме того, в кругу таких же заинтересованных ребят они учатся общаться, выступать перед публикой, работать в команде и отстаивать своё мнение», – подытожила Людмила Корягина.
В кругу таких же заинтересованных ребят дети учатся общаться, выступать перед публикой, работать в команде и отстаивать своё мнение.
Несмотря на то, что первые шаги в исследовательской деятельности бывают непростыми, попытаться сделать их всё-таки стоит, уверены педагоги. Одному ребёнку это может быть не под силу, но когда рядом заинтересованный взрослый, то даже маленькое начинание может вырасти в большое открытие.