Роботы-официанты, бионическое сердце, лазерные мечи и голограммы – это уже не часть фантастических сюжетов, а реальность, созданная человеком.
Как люди становятся учёными? Рассказываем девять историй о том, что привело молодых изобретателей в науку.
Мудрые проводники
Познавая мир, дети задают тысячи вопросов: как это устроено? почему? а что будет, если…? Поиск ответов на такие вопросы может стать первым шагом на пути к науке. Именно так было у аспиранта двух кафедр физического факультета Пермского госуниверситета (ПГНИУ) Валерия Кожевникова.
«С начальной школы интересовался физикой, химией и математикой, ведь это науки, которые стараются описать наш необъятный и безумно интересный мир вокруг, – говорит Валерий. – Уже после поступления в университет начал по-настоящему понимать, как устроена современная наука и жизнь учёного. В магистратуре узнал, как на приобретённых знаниях можно зарабатывать реальные деньги. Понимание области с двух сторон (коммерческой и научной) является необходимым минимумом в портфеле навыков и умений каждого молодого учёного».
С начальной школы интересовался физикой, химией и математикой, ведь это науки, которые стараются описать наш необъятный и безумно интересный мир вокруг.
Параллельно с учёбой Валерий работает инженером по фотонике и оптоэлектронике компании INNFOCUS в Перми, является научным сотрудником в лаборатории интегральной фотоники ПГНИУ и завершает работу по теме «Разработка технологии формирования клеевой микролинзы для ввода излучения в интегрально-оптического устройство», на развитие которой получил грант конкурса «УМНИК-2019».
Одной любознательности может быть недостаточно, чтобы из ребёнка вырос учёный. Важно, чтобы рядом оказался тот, кто сможет направить начинающего исследователя. Такими проводниками в науку могут стать как родители, так и школьные учителя. Второкурсник биологического факультета ПГНИУ Кирилл Хрущёв рассказал, что долгое время мечтал стать учёным, но не знал, как попасть в сферу.
«В 2019 г. мою гимназию причислили к базовым школам Российской академии наук (РАН). В 11 классе мой любимый учитель биологии, преподаватель ПГНИУ Галина Кронидовна Матвеева предложила мне написать научно-исследовательскую работу и отправить её на конференции. Это была уникальная возможность, за которую я схватился обеими руками, – поделился Кирилл. – С октября 2019 г. по февраль 2020 г. я писал научную работу по микробиологии под руководством кандидата биологических наук Дарьи Олеговны Егоровой, благодаря которой потом занял первые места на трёх Всероссийских научно-практических конференциях среди школьников».
После школы юноша продолжил работу со своим научным руководителем на биологическом факультете ПГНИУ. Первая же работа по экологии Кирилла Хрущёва была опубликована в Вестнике Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН. Сейчас Кирилл изучает иммунологию в Институте экологии и генетики микроорганизмов УрО РАН. При помощи доктора биологических наук Евгении Сайдаковой участвует в крупном научном исследовании, связанном с ВИЧ-инфекцией.
Нет скуке!
Наука, как творчество или спорт, может стать способом занять свободное время. Выпускник по направлению «бурение нефтяных скважин» Пермского политеха (ПНИПУ) Вадим Дерендяев решил заняться исследовательской деятельностью, «чтобы не бездельничать».
«Наукой стал заниматься на третьем курсе бакалавриата, когда понял, что у меня появилось свободное время и его нужно как-то коротать. Я решил тренировать мозг, подтянуть исследовательские навыки и потихоньку увлёкся этой сферой», – говорит Вадим.
Научные труды Вадима посвящены нефтегазовому делу, а конкретно – ремонтно-изоляционным работам. Исследовательскую деятельность по технической специальности молодой человек совмещает с учёбой в магистратуре на гуманитарном направлении «экономика фирмы».
Студентка четвёртого курса педиатрического факультета Пермского государственного медуниверситета Анастасия Горнова пришла в науку, так как считает, что эта сфера неразрывно связана с творчеством.
«Это про какую-то сказку, которая может ожить. Сейчас инновации среди нас, они очень мягко входят в нашу жизнь, поэтому ребята охотнее занимаются наукой», – комментирует Анастасия.
В этом году девушка поступила на первый курс экономического факультета ПГНИУ, но продолжает учёбу в медуниверситете. Недавно Анастасия получила грант Фонда содействия инновациям на разработку приложения для мониторинга здоровья детей и сейчас собирает команду для воплощения проекта в жизнь.
Наука – это про какую-то сказку, которая может ожить.
«Учиться, учиться и ещё раз учиться» – пугающая для некоторых подростков фраза. Но именно любовь к учёбе может стать трамплином в науку. Эта история близка студентке четвёртого курса биофака ПГНИУ Татьяне Феофилактовой.
«Учёба занимает больше трети моей жизни, – признаётся девушка. – Я очень люблю учиться, поэтому, поступив в университет, решила проверить себя в сфере науки. Теперь не сомневаюсь, где именно моё место».
Сегодня студентка создаёт программно-аппаратный комплекс распознавания поведения лабораторного животного, который возможно применять в фундаментальных и доклинических исследованиях для выявления эффективности транквилизаторов.
В отличие от предыдущих героев студент четвёртого курса специальности «фармация» Лери Шавлидзе «втянулся в науку» уже в конце второго курса университета.
«На третьем курсе я начал изучать фармакогнозию (науку о лекарственных растениях). Соответствующую дисциплину нам преподавал доцент кафедры фармакологии и фармации ПГНИУ Захар Вячеславович Касьянов. Мы с ним сдружились, скооперировались – и он стал моим научным руководителем. Рассказал, чем занимается, и мне это направление понравилось», – говорит студент.
Теперь Лери не только сам изучает интересную ему область науки, но и в качестве руководителя учебно-научного направления химического факультета ПГНИУ привлекает к исследовательской работе других студентов. В будущем студент-химик хочет стать провизором-аналитиком.
Дело случая
Далеко не все целенаправленно идут к построению научной карьеры. Кого-то в сферу затягивает случайное стечение обстоятельств. Например, рядовое учебное задание может вылиться в интересный научный проект. Так случилось с третьекурсницей электротехнического факультета ПНИПУ Анной Филатовой, которая с командой однокурсников создаёт программу для прогнозирования свойств конструкций и поведения судов.
«Изначально проект представлял собой учебно-исследовательскую работу по одной из учебных дисциплин. Начав заниматься этой задачей, мы с командой одногруппников стали всё больше интересоваться. В итоге мы не только успешно защитили проект на занятии, но и поучаствовали в акселераторе «Большая разведка». Сейчас продолжаем заниматься разработкой, устранять недочёты и добавлять в проект новые возможности», – рассказывает исследовательница.
Магистрант механико-технологического факультета Пермского политеха по направлению «машиностроение» Иван Овчинников придумал, как сделать металлы для самолётов более прочными. Но сейчас он уже не помнит, что именно послужило причиной, по которой он стал заниматься наукой.
«Интерес к науке был всегда. Но в большей мере он проявился лишь в университете, где простая помощь сотрудникам кафедры потихоньку стала втягивать в науку», – говорит Иван.
Студент пятого курса направления «фармация» в ПГНИУ Илья Коваленко создаёт доступный протез руки. Он признался, что даже не планировал заниматься наукой.
«О подобном пути задумался во время подготовки к ЕГЭ – тогда хотел пойти в генетику. Но обстоятельства сложились таким образом, что поступил на химический факультет и о генетике забыл. Затем на первом курсе к нам пришли мои будущие научные руководители и предложили группе попробовать себя в лаборатории экспериментальной фармакологии. Мне просто было интересно, что там происходит, поэтому согласился. Написал эссе, которое требовалось для того, чтоб попасть в лабораторию, и пришёл на экскурсию. И остался там. Вот так всё и началось».