200

Быть белой вороной. Владимир Морозенко об образовании и чиновниках

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. АиФ-Прикамье 03/10/2012
Фото автора

Владимир Морозенко известен в Перми как главный бунтарь Пермского университета. Например, в свой последний день работы в вузе он привёз ректору университета огромный пакет с рулонами туалетной бумаги с надписью «Для поддержания статуса приличного учебного заведения». Он не раз инициировал расследования по нарушениям в организации учебного процесса. Благодаря его действиям в университете была пересмотрена вся система оплаты труда преподавателей.

Школа - зеркало жизни

«АиФ-Прикамье»: - Что можно накануне Дня учителя сказать о жизни педагогов?

В.М.: - Чтобы педагогу проработать на одном месте всю жизнь, наверное, нужен коллектив единомышленников. Одиночек, отстаивающих свою позицию, «съедают». Тем более, что сейчас у директоров за счёт стимулирующих надбавок появилось возможность лично «миловать» или «карать», поскольку большинство образовательных учреждений стали автономными. Этот фонд материального стимулирования не контролирует даже департамент образования. По закону, эти деньги должен распределять директор, советуясь с профсоюзом, педколлективом или советом школы. Как распределять - не прописано ни в одном документе. А на деле директора распоряжаются этими деньгами лично, используя их как инструмент для манипулирования людьми. Отсюда и склоки в коллективах, когда воюют порой из-за каких-то ста рублей. Но дело не в суммах. Люди недовольны несправедливостью. Педагоги - народ немеркантильный. Если бы им была нужна большая зарплата, они бы ушли в бизнес, в чиновничество. Большинство учителей работают не за зарплату, а из чувства ответственности за то, что они воспитывают новое поколение.

«АиФ-Прикамье»: - Вы считаете, что духовность в школе, оставшаяся в ней ещё с советских времён, сохранилась?

В.М.: - Посмотрите, кто работает в школе сейчас. Много учителей ещё из советской системы. Их нередко обвиняют в том, что они отстали от жизни, не владеют компьютерами, плохо осваивают новые стандарты. Но в плане человечности, воспитания детей, они всё же лучше справляются с работой, чем люди, которые приходят после института.

«АиФ-Прикамье»: - А прогрессивны ли новые стандарты? Ведь от лучшей в мире советской системы образования сейчас в школе почти ничего не осталось.

В.М.: - Современная школа отражает то, что происходит в жизни. Новые стандарты убоги по сравнению с тем, что было. От выпускника школы не требуется какого-то критического мышления. Сейчас нужен исполнитель, который бы не критиковал начальство, действовал по инструкции, был доволен зарплатой  и т.д. Взять хотя бы ЕГЭ. Из пяти ответов ученик должен выбрать один правильный. Но в реальной жизни человек не так действует. Он ставит какие-то дальние цели. И не каждый шаг должен быть оптимальным. Иногда нужно уйти в сторону. В математике есть примеры таких алгоритмов. А система тестирования не развивает в человеке мышление. 

Против показухи и бесправия

«АиФ-Прикамье»: - Но ведь программа «Новая школа», которая начала внедряться несколько лет назад, была направлена на то, чтобы ученик думал …

В.М.: - Как часто бывает, эти лозунги выдвигаются для того, чтобы на какое-то время успокоить общественность. Учителя подхватили их, обрадовались. Но когда дошло до реализации, оказалось, что всё не так. Я не слышал, чтобы ориентация на индивидуальную траекторию развития учащегося стала массовой. Ребёнок не может её построить даже вместе с родителями. Учителям этим заниматься некогда. Да и невозможно. Представьте, что он с каждым из 30 детей будет заниматься индивидуальной траекторией. Напротив, наш департамент образования ведёт себя по принципу воспитания спортсменов в нашей стране: выбрать какую-то школу, найти в ней лучших учащихся или педагога, вложить в них гигантские средства. Для того, чтобы красиво отчитаться. И при этом запустить работу со всеми остальными. В  этом году в крае рапортовали, что по ЕГЭ отличников стало больше. Но умолчали, что и тех, кто не справился с заданием, тоже стало больше. Пермский край по «новаторству» всё время опережает страну. Только министерский циркуляр вышел, а наши чиновники уже бегут внедрять. Потом наш опыт начинает распространяться на Россию. Тот же «Мамин выбор» начали копировать в других регионах. Но, к счастью, не везде он прижился. 

«АиФ-Прикамье»: - Наверное, вы неслучайно начали противиться показушности образовательной системы? С чего это началось?

В.М.: - Года четыре назад в университете я обнаружил, что есть нарушения в системе экзаменовки. По уставу вуза, если студент не может с трёх попыток сдать экзамен, его отчисляют. Однако студентов, обучающихся по договору, у нас не отчисляли, а создавали специально для них экзаменационные комиссии из преподавателей других кафедр, которые под давлением администрации соглашались поставить липовые тройки. И таких случаев было немало. 

«АиФ-Прикамье»: - Поэтому вас уволили из университета?

В.М.: - За месяц до окончания моего контракта они нашли человека на стороне и выдвинули на конкурс на вакантную должность. И получилось, что по формальным признакам он выиграл. По сути, у него за последний год оказалось чуть больше публикаций в престижных научных изданиях. Конечно, если бы не было моей оппозиционной деятельности, со мной контракт бы продлили. Смешно: 10 лет я устраивал университет, а на 11-м перестал устраивать. Сейчас я здесь почасовик, поскольку у меня остались студенты-дипломники, которые не захотели менять научного руководителя. 

«АиФ-Прикамье»: - Но вы не оставляете работу по защите чести и достоинства преподавателей?

В.М.: - Я могу себе это позволить, потому что я - профессионал и без работы не останусь. Однако увлечь других такой борьбой очень трудно, потому что в профсоюзной работе люди разочаровались. Но в то же время вижу, что власть стала прислушиваться к коллективным действиям, стала выстраивать диалог с активистами. Радует, что просыпается самосознание у молодёжи, которая не хочет терпеть бесправие и беззаконие.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах