(обновлено )
Примерное время чтения: 8 минут
242

12 историй и 48 советов. Проект «Изобретаем будущее» завершён

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. АиФ-Прикамье 01/03/2023 Сюжет Изобретаем будущее
За создание «Зелёной матрёшки» Алёна и Андрей получили бронзовую медаль Международной выставки юных изобретателей (IEYI-2021).
За создание «Зелёной матрёшки» Алёна и Андрей получили бронзовую медаль Международной выставки юных изобретателей (IEYI-2021). / Татьяна Шкляева / АиФ

Юные изобретатели из Перми хотят облегчить жизнь людей своими техническими решениями. И у многих из них это уже хорошо получается. 

В заключительных историях проекта «Изобретаем будущее» школьники рассказали, как создали прототип доильного аппарата для кроликов, презентовали автокормушку для мальков рыб и вертикальную автоматизированную ферму.

Командная работа

Ученица 9 класса пермской «Техно-Школы им. В. П. Савиных» Софья Леонова занимается, что называется, всем по чуть-чуть. Она рисует, вяжет, играет на укулеле, а также изобретает. В прошлом году школьница поучаствовала во Всероссийском конкурсе «Шустрик». Участникам там предлагают идеи для изобретений. Ферма по выращиванию кроликов попросила разработать устройство, чтобы не доить животных вручную. Это очень специфичная задача, которая заинтересовала Софью. И она начала работать над проектом «Зайка моя 1.0».

Ученица 9 класса пермской «Техно-Школы им. В. П. Савиных» Софья Леонова.
Ученица 9 класса пермской «Техно-Школы им. В. П. Савиных» Софья Леонова. Фото: АиФ/ Татьяна Титова

«Оказалось, что кроличье молоко используют в медицинских и косметологических целях, так как оно очень калорийное и питательное. Но ещё не распространена технология, которая бы автоматизировала процесс доения этих животных, – рассказала Софья Леонова. – Установка «Зайка моя 1.0» представляет собой небольшой переносной аппарат. Кролика кладут в специальную люльку, чтобы он не убежал и не сильно барахтался. Далее подсоединяют к нему небольшой шланг, по которому молоко будет поступать в бидончик».

Софья и Андрей планируют доработать доильный аппарат и провести тестирование на кроликах.
Софья и Андрей планируют доработать доильный аппарат и провести тестирование на кроликах. Фото: АиФ/ Татьяна Титова

Прототип устройства «Зайка моя 1.0» не только победил в «Шустрике», но и получил спецприз Ассоциации инноваций и изобретений Макао на Международной выставке юных изобретателей (International Exhibition for Young Inventors – IEYI 2022).

Международная награда (бронзовая медаль IEYI) пополнила портфолио и ученицы 8 класса школы № 93 Алёны Варлашовой. С начальной школы девочка занимается изобретательской деятельностью. Особенно ей интересна тема охраны окружающей среды. Например, школьница создала эколожку (одноразовую карамельную ложку, которая растворяется во время заваривания чая) и придумала свой вариант биоразлагаемого горшочка для растений. На сайте «Изобретаем будущее» девочка рассказала о проекте «Зелёная матрёшка».

Международная награда (бронзовая медаль IEYI) пополнила портфолио и ученицы 8 класса школы № 93 Алёны Варлашовой.
Международная награда (бронзовая медаль IEYI) пополнила портфолио и ученицы 8 класса школы № 93 Алёны Варлашовой. Фото: АиФ/ Татьяна Шкляева

«Зелёная матрёшка» – это автоматическая аквапонная ферма для вертикального выращивания растений. Установка представляет собой шкаф-витрину, состоящую из нескольких ярусов. В прототипе они выполнены в форме колец разного диаметра – по принципу матрёшки (поэтому проект получил такое название)», – объяснила Алёна.

Установка предназначена для выращивания и доращивания растений в городских условиях, к примеру, в магазинах или торговых центрах. Она оснащена автоматической системой освещения и полива. Управлять ей можно с помощью телефона дистанционно.

Алёна и Софья работали над своими проектами в команде. Воплотить задуманное в жизнь им помог ученик 9 класса школы № 93 Андрей Кузякин. Андрей рассказал, что сейчас работает над несколькими изобретениями, в том числе над созданием автоматической кормушки для мальков рыб.

«Малькам рыб не подходит сухой корм, им нужен живой. Поэтому я решил сделать установку, в которой бы находились и мальки, и корм для них. Такого устройства ещё нет на рынке», – сообщил Андрей.

Предполагается, что автокормушка будет устанавливаться рядом с аквариумом. В корпусе устройства находится резервуар для рачков артемии (это и есть живой корм для мальков) и водорослей (которыми будут питаться рачки), а также таймер, благодаря которому можно запрограммировать время подачи и дозировку корма. Уже готов прототип аппарата. Но он требует доработки, а конкретно – замены картонного корпуса на корпус из оргстекла или пластика.

Секреты успеха

Наставниками ребят стали руководитель проектной деятельности детского технопарка «Кванториум Фотоника» Вера Леонова (мама Софьи), педагог дополнительного образования и руководитель Био- и Наноквантумов детского технопарка «Кванториум Фотоника» Дмитрий Кузякин (папа Андрея) и учитель начальных классов, заместитель директора по инновациям школы № 93 Перми Светлана Кислицына. Они поделились советами о том, как вовлекать детей в изобретательскую деятельность.

Вера Леонова считает, чтобы ребёнок увлёкся исследованиями, нужно его заинтересовать, поддержать, найти наставника и реагировать на его изобретения без негатива.

«Если вы сами будете заинтересованы в изобретательстве, будете гореть какой-то идеей, то ребёнок будет брать пример, – рассказала Вера Леонова. – Работая педагогом-наставником, заметила, что дети, которые добиваются успеха, либо сами имеют высокую мотивацию, либо их родители. Именно они поддерживают ребёнка даже в самых незначительных начинаниях».

Дмитрий Кузякин говорит, чтобы привить ребёнку интерес к изобретательской деятельности, нужно давать ему пробовать силы в разных направлениях, иногда заставлять, найти команду и самим быть заинтересованными.

«Для ребят важна командная работа. Прекрасный вариант, когда в команде собираются ребята, занимающиеся разными направлениями, с разными силами (знаниями и навыками). Например, нам, биологам, очень часто не хватает знаний в IT-сфере, и наоборот – айтишники нуждаются в знаниях по биологии. В сборных командах ребята поддерживают и дополняют друг друга. Это эффективно. Шансов на успех сразу становится гораздо больше», – отметил Дмитрий Кузякин.

По мнению Светланы Кислицыной, составляющие успеха в изобретательстве – это фантазия, выбор, тесное сотрудничество с семьёй и активное участие в конкурсах.

«Дети должны участвовать в конкурсах. Так они начинают видеть результат своей работы, получают признание, награды. У них появляется стимул творить дальше. И не стоит опускать руки после первой неудачи, ведь везде разные критерии оценки. К примеру, однажды команда наших школьников приняла участие в городском конкурсе. Их изобретение никто не понял, ребята получили лишь сертификаты участников. Но мы отправили их проект на другие конкурсы. И на международной выставке они получили золотую медаль», – посоветовала Светлана Кислицына.

О проекте

Истории Софьи, Алёны и Андрея завершили цикл материалов по проекту «Изобретаем будущее». На сайте perm.aif.ru/izobretaembuduschee они и другие школьники из Перми поделились первыми успехами в изобретательской деятельности, рассказали о своих разработках, наградах и планах на будущее, а их родители и педагоги дали советы по воспитанию юных гениев.

Всего героями проекта стали 24 человека: 12 детей, которые придумали, создали прототип, образец или запатентовали свои изобретения, и 12 наставников, каждый из которых раскрыл четыре секрета по воспитанию.

Напомним, лонгрид «Изобретаем будущее» создан при поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ»).

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах