(обновлено )
Примерное время чтения: 10 минут
363

Изобретатели будущего. Истории детей-новаторов из Перми

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. АиФ-Прикамье 15/02/2023 Сюжет Изобретаем будущее
Ученица школы № 93 Перми Даша Шейнина с мамой.
Ученица школы № 93 Перми Даша Шейнина с мамой. / Татьяна Шкляева / АиФ

Шестиклассница Даша Шейнина запатентовала приспособление, которое облегчит жизнь людям с сахарным диабетом. Ученик четвёртого класса Демид Лядов изобрёл устройство для тренировок. А второклассник Юра Макаров создал прототип стула, который должен предупредить искривление спины у школьников. Все они стали героями проекта «Изобретаем будущее».

Как у ребят возникли идеи разработок? Кто помог воплотить их в жизнь? Как вовлечь ребёнка в изобретательскую деятельность?

Адаптер для помпы

Ученица школы № 93 Перми Даша Шейнина увлеклась изобретательством во втором классе. Сейчас она – шестиклассница. За плечами 12-летней школьницы уже более десятка изобретений. Одно из них – «Устройство, предназначенное для регулирования длины медицинских катетеров путём сматывания их в катушку» – даже удалось запатентовать.

Даша Шейнина мечтает запустить в производство свой адаптер для инсулиновой помпы.
Даша Шейнина мечтает запустить в производство свой адаптер для инсулиновой помпы. Фото: АиФ/ Татьяна Шкляева

«У меня диабет. Как-то раз мы с мамой играли, она случайно зацепила провод к канюле (тонкая иголка) – и канюля выдернулась. Это было не очень приятно. И я начала думать, как облегчить себе жизнь. На кружке 3D-рисования я увидела 3D-ручку с катушкой и проводом. Подумала, что её можно использовать для помпы», – рассказывает Даша Шейнина.

Для создания первого прототипа школьница взяла катушку от USB-провода и поместила в неё провод катетера от инсулиновой помпы. Затем с помощью 3D-ручки сделала прозрачный корпус, чтобы посмотреть, как работает механизм. После этого напечатала детали (катушку и корпус) на 3D-принтере.

«Адаптер для инсулиновой помпы представляет собой корпус с катушкой, в котором находится провод. Один конец провода подключается к помпе, другой – к канюле. При движении он растягивается и стягивается. Тем самым сокращается риск получения травмы», – объясняет механизм действия своего устройства Даша.

Школьнице удалось получить патент на своё изобретение. Она мечтает внедрить адаптер для инсулиновой помпы в массовое производство, поскольку считает, что это устройство облегчит жизнь людям с диабетом.

Поддерживает Дашу во всех начинаниях её мама Ирина Шейнина. Женщина говорит, что её дочь может стать примером для ребят с инвалидностью. Ведь Даша наравне со здоровыми ребятами участвует в разных мероприятиях, живёт интересно, ярко и насыщенно. И болезнь этому не помеха.

«Что такое современный ребёнок? Тот, кто много времени проводит в гаджетах, в виртуальной реальности. Необходимо научить его жить в реальном мире. И за проделки в этом реальном мире не ругать, а позволять экспериментировать. Не всегда эти эксперименты будут удачными. Но если реагировать на это негативно, ругаться, то в конечном итоге ребёнок просто будет бояться пробовать что-то новое, – советует Ирина Шейнина родителям юных изобретателей. – Однажды я пришла домой и увидела, что унитаз в доме кислотно-розового цвета. У Даши был не самый удачный эксперимент – попытка создать слайм из подручных средств, не применяя тетраборат натрия. Реакция могла быть разной. Можно злиться. Но зачем? Это же хорошо, что ребёнок посвятил время реальной, а не виртуальной жизни».

Тренерская доска

Ученик 4 класса пермского лицея им. М. В. Ломоносова Демид Лядов любит играть в футбол. Занятия спортом подтолкнули мальчика к изобретению.

Ученик 4 класса пермского лицея им. М. В. Ломоносова Демид Лядов.
Ученик 4 класса пермского лицея им. М. В. Ломоносова Демид Лядов. Фото: АиФ/ Татьяна Шкляева

«Я занимаюсь футболом. У нас в школе много ребят, увлечённых этом видом спорта, есть своя команда. На занятиях тренер рисует тактические схемы на обычном листочке бумаге. Это, на мой взгляд, неудобно. Я подумал, что можно сделать тренерскую доску. Это устройство для демонстрации схем и упражнений. Основу сделал из пеноплекса, а изображение футбольного поля поместил под самоклеющуюся плёнку. Получилась доска, на которой можно рисовать обычным маркером, а потом стирать», – говорит Демид.

Демид Лядов создал доску для тренера, чтобы ребята лучше понимали тактику.
Демид Лядов создал доску для тренера, чтобы ребята лучше понимали тактику. Фото: АиФ/ Татьяна Шкляева

За разработку тренерской доски Демид получил гран-при международного конкурса «Школьный патент – шаг в будущее». Наставник Демида – учитель лицея им. М. В. Ломоносова Александр Волегов. Он считает, что привить интерес ребёнка к изобретательству нельзя.

«Если человек сталкивается с трудностями, то пытается их решить. Это неизбежно. Мы так устроены. Всё, что видим вокруг, – это результат того, что кто-то нашёл способ, придумал устройство, чтобы справиться с этими трудностями. Поэтому надо не прививать интерес к изобретательству, а позволять ребёнку расти в его желании изменить что-то вокруг. Не надо его толкать, лучше не мешать. Главное – внутреннее желание что-то создать. И оно не должно быть кем-то навязано», – говорит наставник.

Выпрямитель спины

Ещё один из учеников лицея им. Ломоносова, второклассник Юрий Макаров, создал прототип стула для профилактики искривлений позвоночника.

Второклассник Юрий Макаров.
Второклассник Юрий Макаров. Фото: АиФ/ Татьяна Шкляева

«Я заметил, что на уроках русского языка, математики и чтения ученики всегда наклоняются к парте. И учитель делает замечания, чтобы спина была прямой и позвоночник не искривлялся. Пришла мысль создать стул-помощник, который удерживал бы спину, помогал держаться прямо, чтобы в будущем у ребят не было горбов и сколиоза. Сначала я сделал прототип стула с помощью 3D-ручки, потом распечатал его на 3D-принтере. За весну мы попытаемся сделать стул уже в полном масштабе. Когда стул-помощник будет готов, то примусь за новый проект – создам игру для детей с инвалидностью. Чтобы они могли играть в неё на физкультуре», – рассказывает о своей разработке мальчик.

Юра Макаров планирует создать образец «Выпрямителя спины» уже этой весной.
Юра Макаров планирует создать образец «Выпрямителя спины» уже этой весной. Фото: АиФ/ Татьяна Шкляева

С проектом «Выпрямитель спины» Юра Макаров прошёл в финал Всероссийского конкурса-акселератора научно-технических и инновационных проектов обучающихся «Большая разведка. Школьный трек», Всероссийского конкурса «Startup Junior». Также он стал финалистом Международной выставки юных изобретателей (International Exhibition for Young Inventors/IEYI).

Наставник Юры – директор и основатель лицея Надежда Денисова. Педагог считает, что за изобретательской деятельностью будущее.

«Главное – научить ребёнка видеть трудности и задачи, которые нас окружают. Если вдруг ему что-то мешает или, наоборот, чего-то не хватает, то нужно научить его это подмечать и говорить об этом. И относиться к этому не как к проблеме, а как к задаче, которую можно решить, – говорит Надежда Денисова. – Не нужно ограничивать детей в фантазиях. Не стоит им навязывать своё взрослое видение. Если ребёнок считает, что на Юпитере можно построить отель, то не стоит говорить, что Юпитер далеко. Скажите лучше: «Да, это возможно». Пусть думает, как это осуществить. В процессе он узнает, сколько лететь до планеты, изучит весь процесс. В конце концов он либо решит эту задачу, либо найдёт тысячу других».

Справка

«Изобретаем будущее» – это проект «АиФ-Прикамье», посвящённый детям-изобретателям, которые искренне хотят изменить мир к лучшему, облегчить жизнь людей своими техническими решениями. На сайте проекта 12 школьников Перми расскажут истории своих изобретений, а их наставники поделятся опытом и советами, как с раннего детства привить интерес ребёнка к изобретательству. Проект создан при поддержке АНО «ИРИ».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах