Примерное время чтения: 4 минуты
368

Не поддаётся коррозии. Как можно увеличить срок эксплуатации деталей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. АиФ-Прикамье 06/10/2021 Сюжет Разработки пермских учёных
Чем надёжнее будет покрытие, защищающее от внешних воздействий детали, тем дольше прослужит авиадвигатель.
Чем надёжнее будет покрытие, защищающее от внешних воздействий детали, тем дольше прослужит авиадвигатель. / Геннадий Лапицкий / АиФ

Разработка современных покрытий – это одно из основных направлений, на котором сейчас концентрируются ведущие инженеры мира.

Покрытия дают множество различных преимуществ при их использовании: позволяют гасить звук и вибрацию, поглощать радиоволны, придавать малозаметность и защищать различные поверхности от механических воздействий. Все разработки сразу же патентуют, а за право обладать ими платят огромные деньги.

Пермский политех, как один из ведущих вузов страны, также активно работает в этом направлении. Тема кандидатской диссертации аспиранта второго курса химико-технологического факультета Павла Сковородникова – «Разработка защитных покрытий от коррозии авиационных сплавов».

Фото: АиФ/ Геннадий Лапицкий

Меняем тему

«Занялся этим недавно. До поступления в аспирантуру на кафедру «Технологии неорганических веществ» меня интересовали другие темы. После поступления стало понятно, что ничего нового найти мне уже не удастся. Тогда научный руководитель Владимир Пойлов предложил заняться темой разработки противокоррозионных покрытий, – рассказывает  Павел. – У нас на факультете уже была установка, позволяющая тестировать подобные покрытия на износостойкость. На ней я и стал работать. В 2020 г. химтех и горно-нефтяной факультет выиграли грант на приобретение научного оборудования. На эти деньги приобрели установку вакуумного напыления. Она позволила производить антикоррозионные напыления на различные поверхности. Принцип работы в том, что атомы металла, которым мы хотим покрыть нужную поверхность, под действием электромагнитного поля выбиваются со специальной подложки и оседают на исследуемом элементе. Точно так же можно наносить оксидные и нитридные плёнки этих же металлов. Толщина покрытий, которые способна наносить установка, меняется от 5 до 500 микрометров».

Рабочая зона установки.
Рабочая зона установки. Фото: АиФ/ Павел Сковородников

Замок для лопаток

Свои исследования Павел проводит совместно с пермским заводом авиадвигателей. На предприятии есть потребность в создании уникального покрытия для замков лопаток авиадвигателей (крепёжная деталь, с помощью которой лопасть крепится к двигателю самолёта. - Ред.). В авиационных двигателях это одна из наиболее подверженных износу и коррозии деталей. Чем надёжнее будет покрытие, защищающее от внешних воздействий эти детали, тем дольше будут служить двигатели.

Сейчас молодой учёный пишет кандидатскую диссертацию. А год назад он стал соавтором патента на «Установку для испытаний высокотемпературной газовой коррозии». Несмотря на то, что в его распоряжении столь уникальные научные приборы сравнительно недавно, основная часть его исследований уже завершена.

Процесс подготовки образца к нанесению защитного покрытия.
Процесс подготовки образца к нанесению защитного покрытия. Фото: АиФ/ Павел Сковородников

Его научный руководитель оценивает завершённость работы своего подопечного примерно на 60-70 %. Уже через год Павел готовится защитить кандидатскую диссертацию. Все практические работы уже позади, но он продолжает поиск той уникальной комбинации покрытия, которая позволит пермским авиадвигателям служить ещё дольше и, возможно, выведет их в лидеры индустрии.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах