(обновлено )
Примерное время чтения: 11 минут
66

Несерьёзное отношение губит. Как не лишить маленького изобретателя будущего

Сюжет Музей детских изобретений
Когда дети чувствуют поддержку родителей, раскрывается их талант
Когда дети чувствуют поддержку родителей, раскрывается их талант / Татьяна Титова / АиФ

Юные изобретатели Пермского края продолжают удивлять своими разработками и побеждать на конкурсах. Засиять маленьким звёздочкам удаётся во многом благодаря наставникам (родителям, педагогам), которые поддерживают ребят в стремлении улучшить что-то в этом мире и серьёзно относятся к их изобретениям, будь они хоть из картона. О новых достижениях школьников рассказала директор филиала «Юридическая фирма Городисский и Партнёры» в Перми, руководитель Регионального ресурсного центра «Гении Прикамья» Дарья Йосеф.

Совсем не ерунда

Ирина Вервильская, «АиФ-Прикамье»: Часто взрослые скептически относятся к идеям школьников. Насколько это серьёзная проблема в плане продвижения научно-технического творчества детей?    

Дарья Йосеф: Многие родители в повседневной жизни не сталкиваются с научно-технической сферой и считают, что изобретением может считаться только что-то очень глобальное. Когда ребёнок подходит к маме или папе со своей поделкой, они могут сказать: «Какая ерунда!» И выкинуть её. В этом случае у детей пропадает желание творить. Когда наша компания вошла в состав жюри Международной выставки юных изобретателей, мне как руководителю отборочного этапа по Пермскому краю часто приходилось общаться и с представителями образовательных учреждений. Мы искали интересные детские научно-технические проекты, но часто наставники не понимали, о чём идёт речь.

К сожалению, не все образовательные учреждения были укомплектованы специалистами по проектной деятельности, конструированию, изобретательству, по основам ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Мы часто слышим о победителях предметных олимпиад, музыкальных конкурсов. А о детях-изобретателях долгое время никто не говорил, и мало кто занимался популяризацией этой темы. Однако именно пример сверстника, одноклассника может подтолкнуть ребёнка к творчеству. В настоящее время ситуация кардинально изменилась.

– Конкурс «Гении Прикамья» – это своего рода трамплин для детей-изобретателей. Кто в нём может участвовать? 

– Мы долго думали, как вовлечь максимальное количество школьников в научно-техническое творчество и сферу креативных индустрий. Для этого в 2023 году учредили региональный конкурс «Гении Прикамья». Он для детей 7-18 лет. Благодаря поддержке Министерства образования и науки Пермского края в конкурсе принимают участие не только учащиеся краевой столицы, но и школьники из разных уголков региона. С 2024 года конкурс вошёл в перечень краевых мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, интереса к научной, инженерно-технической, изобретательской деятельности. В нём 15 номинаций. Они такие разноплановые, что любой ребёнок может представить свой проект.

В этом году у нас появилась специальная номинация – «Моя первая профессия». Ребята, которые пока ничего не создали своими руками, могут написать эссе о том, кем хотят стать. Есть номинации для детей, не имеющих технических навыков, но обладающих талантом продвижения, – «Лучшая бизнес-идея». Изобретения нужно не только придумывать, но и воплощать в жизнь, выводить на рынок для потребителя.

– Как жюри конкурса оценивает проекты детей?

– Основные критерии – это уникальность, научная основа, актуальность, подача материала, практическая востребованность, использование современных технологий при подготовке проекта. Важно, чтобы ребёнок представил на конкурс действующий прототип своего изобретения для оценки с точки зрения дальнейшего продвижения. Он может быть из любого материала, даже из бумаги. При этом мы объясняем детям, что продукт они создают не для того, чтобы он стоял в музее на полке, а для дальнейшего развития и масштабирования.

– Ребёнок поучаствовал в конкурсе, одержал победу, получил грамоту. Это всё?

– Подготовив один проект, ребёнок может в течение года принимать участие в конкурсах разного уровня (региональных, федеральных), наполняя своё портфолио, а потом получить преференции при поступлении в колледж или вуз. Также мы стараемся привить всем участникам конкурса навыки предпринимательства. В этом году при поддержке регионального Центра «Мой бизнес» между отборочным этапом и финалом наша команда провела два обучающих акселератора. Школьники знакомились с бизнес-моделированием, финансово-правовыми основами ведения бизнеса, интеллектуальным правом, основами маркетинга, планированием и так далее.

Благодаря высокой квалификации экспертов (педагогов, предпринимателей, бизнес-тренеров, наставников) дети легко усваивают эти знания. Кроме того, мы разрабатываем стратегии правовой охраны их проектов, не только научно-технических, но и творческих. Дети понимают, что можно запатентовать или задепонировать разработку и получать доход за использование своего интеллектуального продукта. Самое главное, что у ребёнка появляется стимул творить дальше.

В этом году при поддержке регионального Центра «Мой бизнес» между отборочным этапом и финалом команда провела два обучающих акселератора.
В этом году при поддержке регионального Центра «Мой бизнес» между отборочным этапом и финалом команда провела два обучающих акселератора. Фото: Из личного архивa/ Дарья Йосеф

– Что даёт ребёнку патент на изобретение?

– Мы всегда объясняем детям, что это нужно для защиты своей интеллектуальной собственности от конкурентов. Вспомните историю Александра Попова. 7 мая 1895 года он впервые в мире провёл сеанс передачи радиосигнала на расстояние, а через год, в июне 1896 года, итальянец Гульельмо Маркони подал заявку на получение патента в этой области. И теперь, к сожалению, весь мир считает его изобретателем радио.

Приятно говорить сегодня, что в Пермском крае более 50 школьников имеют охранные документы на свои разработки – объекты патентного и авторского права. В их числе головоломки, коллекция одежды, авторские куклы, серьёзные технические решения в сфере медицины, дорожного хозяйства, экологии и другие. Последний патент на группу изобретений получила команда школьников 9-11 лет, чья разработка позволяет высаживать саженцы деревьев в труднодоступных местах. Идея заключается в использовании специальных биоразлагаемых капсул-парников. С помощью беспилотного летательного аппарата они переносятся к определённому месту и сбрасываются на землю. Уникальная конструкция капсулы способствует высадке растений в правильном – вертикальном – положении, создаёт благоприятные условия для развития молодого растения и повышает приживаемость саженцев.

«Потрясающих идей очень много. Наши школьники ежегодно входят в российскую сборную Международной выставки юных изобретателей и не уступают маленьким гениям из других стран».

Главное – уникальность

– Какими изобретениями дети удивляли в этом году?

– В финал конкурса вышло более 60 проектов. Егор Хлыбов разработал беспилотный летательный аппарат для ретрансляции сигналов, Михаил Дурновцев – камеру с компьютерным зрением, Даниил Малов – ультразвуковой увлажнитель «Китовый вихрь», Лиза Баженова – трёхцветную 3D-ручку. Дарья Шейнина и Виктория Позверг придумали световой тренажёр для формирования навыков письма у слабовидящих детей. Это очень важный социальный проект. Мы знаем, что слабовидящим тяжело писать по линейке или в клеточках. Они не видят границ. Проектом заинтересовалась одна из пермских компаний. Надеемся, что вместе мы сможем внедрить изобретение в школах для слабовидящих детей.

В числе финалистов много проектов и в сфере креативных индустрий. Иван Кожухарь и Максим Федосеев разработали программное приложение для виртуальной экскурсии по школьному музею с применением VR-шлема, Игнат Воденков создал комплект авторских настольных ламп, Алёна Сливницына – коллекцию шоперов и сумок-трансформеров, Милана Царёва – уникальные вязаные изделия. Потрясающих идей очень много. Наши школьники ежегодно входят в российскую сборную Международной выставки юных изобретателей и не уступают маленьким гениям из других стран.

– Есть ли новые успехи у ранее прославившихся юных изобретателей?

– Если ознакомиться с каталогом изобретений наших ребят, можно увидеть, как дети растут в проектной деятельности. К примеру, Дарья Мохова в семь лет изобрела устройство для надевания бахил. Это обычная картонная коробка с верёвочкой. Изобретение позволило бабушке девочки надевать бахилы, не наклоняясь. Через три года Даша разработала целый набор уникальных настольных игр и головоломок.

Одна из них - сувенир-головоломка «Пермские ворота на ладони». Она создана по мотивам арт-объекта Н. В. Полисского «Пермские ворота» (недавно снесённая из-за ветхости деревянная конструкция в форме буквы «П». – Авт.). Головоломка может использоваться как сувенир, корпоративный подарок. В этом году мы подарим её финалистам конкурса «Гении Прикамья-24». Ребёнок-четвероклассник уже может осуществлять через родителей предпринимательскую деятельность и получать доход от своего интеллектуального труда.

Дарья Мохова и головоломка.
Дарья Мохова и головоломка. Фото: Коллаж АиФ/ Татьяна Титова / Анна Якурнова

– Помогают повзрослевшие гении нынешним юным изобретателям?

– Такое происходит достаточно часто. Один из учеников наших педагогов-наставников, Никита Владимиров, возглавляет компанию «Реальная робототехника». Он консультирует  участников конкурса «Гении Прикамья» и помогает им изготавливать их модели на 3D-принтере. Некоторые победители конкурса уже стали студентами и занимаются наставничеством в сфере проектного управления и изобретательства.

Растим инженера

– Как родителям помочь ребёнку встать на путь изобретательства?

– Во-первых, не нужно ограничивать ребёнка в его желании изучать окружающий мир, наблюдать за происходящим вокруг (птицами, животными, растениями и так далее). Во-вторых, стоит посещать с детьми музеи, выставки, научные лаборатории, чтобы расширять их кругозор. В-третьих, полезно играть в развивающие или просто настольные игры, вместе читать, мастерить что-то своими руками, просить ребёнка помочь решить простую техническую проблему и придумать несложные устройства.

«Детское мышление не ограничено правилами и запретами. Задача взрослых – серьёзно относиться к идеям маленьких гениев и поддерживать их во всём».

К примеру, у семиклассника из Перми не хватало деталей конструктора. Вместе с папой он разработал станок для изготовления нестандартных фигур. Сейчас он штампует шестерёнки из подручных материалов. Чем раньше ребёнок начинает изобретать, творить, тем более нестандартные решения он находит. У детей совершенно другой взгляд на мир. Они хотят что-то изменить, найти уникальное решение технической или социальной задачи. Детское мышление не ограничено правилами и запретами. Задача взрослых – серьёзно относиться к идеям маленьких гениев и поддерживать их во всём.

Кстати

Головоломка «Пермские ворота на ладони» и трёхцветная 3D-ручка, о которых рассказала Дарья Йосеф, – экспонаты виртуального «Музея детских изобретений», созданного «АиФ-Прикамье» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Это онлайн-пространство, в котором хранятся 30 изобретений школьников из Перми, в том числе проекты-победители конкурса «Гении Прикамья – 2023»: архитектурные шахматымедицинский дронэмоциональная беседка «Парус» и другие. Посетить музей можно по ссылке: https://muzeiizobretenii.aif.ru/

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах