619

Шаг в науку. Как воспитать из ребёнка учёного?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. АиФ-Прикамье 08/02/2017
Простые первые опыты помогут ребёнку освоить основы научной деятельности.
Простые первые опыты помогут ребёнку освоить основы научной деятельности. © / Валерий Христофоров / АиФ

В конце января в Перми прошла научно-практическая конференция «Мой первый шаг в науку» для учеников начальных классов. В гимназию № 31 приехали юные исследователи из разных городов Пермского края и России.

– Мама, я пока тезисы повторю, а ты макет ещё раз проверь, – поправляя галстук, деловито распоряжается молодой, на вид лет 8-9, учёный в одном из кабинетов.

Более двухсот участников регистрируются и расходятся по секциям, чтобы удивить жюри серьёзностью своих работ.

Что только не заботит молодые умы: как вырастить цыплят из яйца, но без курицы, какой сорт картофеля лучше посадить в уральском регионе, как сохранить архитектурное наследие краевой столицы и где потерялось пермское метро.

Помогать людям

Никита Бастриков учится в 4-м классе лицея № 10. С 7 лет он занимается робототехникой. Однажды увидел по телевизору новости про пожар.

– Люди гибнут, понимаете? – делится Никита. – И вот я подумал, что если сделать роботов-пожарных, человеческих жертв может быть меньше.

На огромном макете на полу класса жужжат три робота, которыми управляет школьник. Никита рассказывает жюри, что это прототипы машин, предназначенных для тушения лесных пожаров. Один – беспилотник, он следит с воздуха и может скинуть капсулу с водой в очаг возгорания. Второй – гусеничный экскаватор с захватом, он может вырвать с корнем горящее дерево. Третий робот оснащён камерой и приёмником, чтобы передавать информацию оператору.

У юного изобретателя не всё идёт гладко. Механизмы заедают, и капсула с водой падает чуть в стороне от горящей свечки. Никита смущается, но обещает доработать своих роботов-пожарных. Его сверстники, которые также привезли на конференцию свои ноу-хау, заинтересованно задают вопросы: «Какую тягу поставил на руку-хвататель?», «В какой части закрепил камеру?», «Какой литраж у капсулы?»

Есть вопросы и у членов жюри, в котором старшеклассники, учителя гимназии и преподаватели вузов. Вопросы без снисхождения к возрасту – серьёзные и детальные.

А в это время в соседних кабинетах слушают выступления других исследователей и изобретателей. Кто-то делится собственным рецептом уникального средства от комаров, кто-то рассказывает про рецепт полезного мороженого, другие экспериментируют с электричеством, третьи следят за развитием цыплят из яйца в домашнем инкубаторе, четвёртые придумали, как быстро и легко отстирать белые носочки и школьную рубашку…

Конференция эта ежегодная. Самые лучшие отправятся в Москву на финал конкурса. А родным школам остаются труды юных дарований: учебные пособия, компьютерные игры, познавательные фильмы и брошюры. Даже необычные музыкальные звонки в гимназии № 31, где проходит конференция, – тоже результат исследования ученика. Он доказал, что стандартный резкий звук школьного звонка плохо влияет на детей, и разработал свои варианты музыкального сопровождения начала и окончания уроков.

Время изобретать

И всё-таки когда пора заниматься наукой? Ведь умение изобретать и исследовать не приходит само собой вместе с дипломом о высшем образовании.

Сегодня даже в детских садах детишек учат наблюдать и делать выводы. В первом классе уже помогают строить гипотезы, проверять их и оформлять эти знания в презентацию.

Кто-то поспорит о правильности такой «младенческой» науки. Мол, папы и мамы за детей работы пишут. Но ведь и ложку когда-то за ребёнка родители дер­жат. Потом вместе с ним. А уж потом он самостоятельно.

Так же и в научной жизни. Первые опыты ребёнок ставит дома с родными, потом появляется интерес к самостоятельным исследованиям и изобретениям.

Роботы вокруг

– Мир, в котором живут наши дети, внуки, разительно отличается от того, в котором жили мы, – считает Татьяна Дубоенко, заведующая детским садом «Легополис». – Нужно пытаться по максимуму раскрыть способности ребёнка для того, чтобы он смог найти в этом мире себя. А начинать нужно с раннего детства. Это поможет решить проблему инженерных кадров в стране. Роботы окружают нас в быту и на производстве. Это уже не фантастика, а реалии современного мира. Так что необходимо как можно раньше начинать прививать интерес и закладывать базовые знания и навыки в области робототехники.

По словам Татьяны Анатольевны, именно стопроцентный охват детей робототехникой и исследовательской деятельностью позволяет выявить самых талантливых. Так что в её родном детском садике все детишки заняты либо лего-конструированием (младшие), либо робототехникой (старшие). На базе детского садика даже проходят Всероссийские соревнования «ИКаРёнок».

– Робототехника и проектирование помогают развивать речь, творческие задатки ребёнка, – рассуждает педагог. – В школе ошибочно считают, что основное – это физика и математика. Робототехника – как раз универсальное занятие. На все виды образования. Конструирование из Lego развивает мелкую моторику, даёт математические навыки (подбор деталей разной величины), помогает учиться работать в команде. После этого дети учатся составлять программы для своих роботов, создают презентации.

Вместе с родителями

Динара Гагарина, к. п. н., доцент кафедры информационных технологий ПГНИУ:

«Положительно отношусь к участию детей любого возраста в научно-практических конференциях. Говоря о младших школьниках, важно понимать, что конференция называется научной не потому, что мы ждём от 8-летнего ребёнка открытия, достойного Нобелевской премии. Научность состоит в формировании исследовательской культуры, освоении эмпирических методов: наблюдения, эксперимента, измерения – всё это самые настоящие научные методы и для естественных, и для гуманитарных наук. Приятные «побочные» эффекты: совместная работа ребёнка с родителями, возможность увидеть папу или маму с новой стороны, полезный досуг и т. д. Главное – не перейти тонкую грань, когда проект делает вместо ребёнка родитель или, что становится всё более популярно в Москве, проект просто заказывается в специализированном агентстве.В качестве яркого примера, доказывающего возможность «детской» науки, приведу Артёма Прокопенко, школьника из Омска, который представил на недавно завершившемся Балтийском научно-инженерном конкурсе марсоход с революционной технологией сканирования поверхности и создания панорам. Проектом уже заинтересовались в NASA».

Чем раньше, тем лучше

Константин Гаврилов, к. ф-м. н., декан физического факультета ПГНИУ:

«То, чем занимаются школьники, всё-таки сложно назвать наукой как таковой. Её в школе не может быть в принципе, ведь там просто нет необходимой базы для этого. И с точки зрения мировой науки работы школьников ничего не значат. Но! Исследования, которые проводят ребята, очень полезны для них самих. Пусть это будет элементарное выращивание кристаллов. Дети учатся вести лабораторный журнал, фиксировать свои наблюдения, пользоваться приборами. Это важно на базовом уровне.

Я бы рекомендовал школьникам делать упор на олимпиадном движении. Это даёт здоровый азарт, увлечение.

У себя на факультете мы тоже ежегодно проводим конкурс исследовательских работ среди школьников. Некоторые идеи весьма любопытные. Например, автоматизация своего класса. Дети пишут программы, устанавливают датчики влажности, света и т. д. В этом году будут участвовать не только ученики российских школ, но и, например, ребята из Луганска (по скайпу).

Так что чем раньше дети начнут экспериментировать, тем лучше».

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах