Примерное время чтения: 12 минут
153

Электронная система нервотрепания. Почему ЭПОС плохо работает?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. АиФ-Прикамье 05/02/2025
С начальной школы детям приходится привыкать к гаджетам по учебной необходимости.
С начальной школы детям приходится привыкать к гаджетам по учебной необходимости. freepik.com

Новые технологии призваны облегчить жизнь людей. Но иногда происходит наоборот. Пермские родители регулярно жалуются на работу Электронной пермской образовательной системы (ЭПОС), которая заменила обычные бумажные дневники и журналы несколько лет назад. Почему возникают проблемы? Как они буду решаться? Создадут новый портал для детей, их родителей и учителей? Об этом – в материале сайта perm.aif.ru.

«Сил нет!»

«Уже просто нет никаких сил! Каждая страница в приложении ЭПОС открывается неимоверно долго. Сидишь и смотришь вечером, как крутится кружочек загрузки. После ожидания вполне может выскочить сообщение «Ошибка». Иногда приложение «не приходит в себя» до ночи. Ребёнок на следующий день идёт в школу неподготовленным на свой страх и риск», – пожаловалась мама школьника.

По словам другой пермячки, ещё одна проблема в том, что в системе не обновляется расписание. 

Такое сообщение родители видят регулярно.
Такое сообщение родители видят регулярно. Фото: АиФ/ Иван Колобов

«В школе говорят, что это невозможно. В результате дочь часто не в курсе изменений, может опоздать на занятия или прийти слишком рано. Старший сын поступил в ссуз. После начала учебного года я регулярно проверяла оценки в ЭПОСе, всё было хорошо – сплошные пятёрки и четвёрки. А в конце семестра сына чуть не отчислили. Оказалось, что педагоги двойки не вносят, так как их потом нельзя исправить, а записывают в свои блокноты до поры до времени», – возмущается пермячка Светлана.

«У нас, наоборот, двойки ставят без повода. Не успел ребёнок во время урока сдать пересказ – два. Родителям приходит оповещение – они в шоке. А потом выясняется, что учитель выставил двойку, чтобы после сдачи заменить на реальную оценку», – рассказала Наталья.

«Я просто не понимаю, за что ставят ту или иную оценку. В ЭПОСе есть только краткое пояснение, к примеру, “Самостоятельная работа”. А по какой теме была эта работа? При этом учитель говорит, что оставляет расширенные комментарии к отметкам. Почему мы их не видем?» – спрашивает мама шестиклассника. 

Папы и мамы переживают, что из-з ЭПОСа ребёнок лишнее время проводит с гаджетом.
Многим мамам и папам не нравится, что из-за ЭПОСа дети больше времени проводят с гаджетами. Фото: ru.freepik.com

Также есть претензии к Сферуму – приложению, в котором детей и родителей обязали общаться с педагогами. 

«Чтобы создать профиль в Сферуме, нужен аккаунт в соцсети «ВКонтакте». Я категорически против, чтобы дочь-четвероклассница была в соцсетях. Там промышляют мошенники. И к контенту много вопросов», – говорит ещё одна пермячка Мария.

Детям тоже несладко. На днях одна из школьниц написала о проблеме известной общественнице Екатерине Мизулиной. Та выложила скриншот сообщения в телеграм-канале.

«Я ученица култаевской школы. И у меня не работает ЭПОС, следовательно ученики школы не могут посмотреть домашнее задание. Завтра учителя нам будут говорить, что это наши проблемы и поставят два. Многих учеников наказывают за оценки», – говорится в сообщении. 

Что думают педагоги

Сайт perm.aif.ru пообщался с учителями разных образовательных учреждений. При этом собеседники попросили не указывать их реальные имена.

«Проблем с ЭПОСом хватает. Первая – очень медленная загрузка: после каждого клика ждёшь по несколько минут. В числе других нареканий: частые сбои, неудобный функционал. Для работы с этой программой требуется высокоскоростной интернет. В школе его нет, приходится вносить данные дома, иной раз до полуночи. Если что-то «ломается», помощи от техподдержки не дождёшься. К примеру, нужно заполнить графы сегодня, а она откликается только на следующий день.

Возникают проблемы с выставлением оценок за проверочные и контрольные работы. Например, работу дети писали вчера, а отметки заносишь сегодня. Задним числом их не поставишь. Если кто-то из детей сегодня не пришёл и в клеточке стоит «Н», а рядом с ней вдруг появляется оценка, у родителей возникает недоумение. Отказаться от работы в ЭПОСе учитель не может. Это выбор минобра», – рассказывает учитель начальных классов Анна.

Негативные отзывы на ЭПОС поступают и от учителей.
Негативные отзывы на ЭПОС поступают и от учителей. Фото: freepik.com/ freepik

Вместе с тем, по словам педагога, электронный сервис делает детей менее ответственными. Ведь когда ученик записывает домашнее задание сам, в дневник, это его дисциплинирует, а сейчас достаточно нажать пару кнопок. Правда, и здесь бывают трудности.

«Если свет отключили, а телефон разряжен? Или интернет вырубился? А что делать детям из неблагополучных или малообеспеченных семей, у которых нет компьютеров и выхода в интернет? – спрашивает педагог. – Жалобы родителей и детей на ЭПОС звучат постоянно. В школе нам предлагают обращаться в техподдержку или к специалисту, который отвечает за работу портала. Но он тоже не всегда может оперативно решить проблему, всё делается методом тыка».

Некоторые родители прин­ципиально отказываются пользоваться ЭПОСом, так как не хотят, чтобы у детей появилась зависимость от компьютера, рассказывает педагог.

«Работала в ЭПОСе в 2021-2022 гг. Часто аккаунт в браузере на компьютере и в приложении отображался по-разному. Система висла вне зависимости от сети», – говорит другой учитель-предметник.

«ЭПОС – совершенно лишнее, ненужное нововведение, отнимающее время у преподавателя от подготовки к занятиям, – считает педагог пермского ссуза. – Система постоянно висит. При этом отчёты можно заполнять только в ЭПОСе. Приходится тратить неоправданно много времени, в том числе личного. Поднимать этот вопрос с непосредственным руководством без толку, поскольку не оно ввело требование пользоваться порталом. Нам его спустили сверху. Осенью был масштабный сбой системы – не первый и не последний. ЭПОС однозначно не нужен, он только усложняет жизнь всех, кто вовлечён в учебный процесс».

По мнению преподавателя ссуза, нет ничего лучше бумажных дневников и журналов. Есть и другое мнение.

«Теперь это реалии жизни, в ЭПОСе всё видно, всё быстро. Сейчас это единый информационный портал, удобный для ребят и педагогов. Для родителей всё прозрачно: видно, какие нужно подтянуть предметы», – считает завуч одной из школ.

«Функционирует успешно»

Как работу ЭПОС оценивают в региональном Министерстве информационного развития и связи (МИРС)?

«Система успешно функционирует для всех образовательных организаций края. Создано более 1500 электронных кабинетов. Ежемесячно в ЭПОС заходят более 500 тыс. пользователей. Качество заполнения электронных дневников школьников и студентов превышает 90 %. Количество заявок в службу техподдержки с начала учебного года сократилось к февралю в четыре раза (примерно до 3,5 тыс.)», – говорят в МИРС.

Внедрять другую региональную систему в сфере образования не планируют. При этом в МИРС говорят, что над улучшением портала работают постоянно. 

«Сейчас массовых продолжительных сбоев в работе ЭПОСа не наблюдается. Скорость работы системы зависит от многих факторов, в том числе операционной системы, производительности компьютеров, сети интернет. Частные случаи разбираются в рамках заявок на уровне техподдержки. В соответствии с требованиями подсистемы ЭПОСа должны иметь время отклика при операциях навигации по страницам не более 4 сек. (при формировании отчётных форм – не более 30 сек.). Каждый квартал систему тестируют на соответствие показателям. При необходимости проводят работы по её оптимизации», – рассказывают в МИРС.

Как насчёт претензий к неменяющемуся расписанию и двойкам ни за что?

«В разделе «Расписание» администратор подсистемы (диспетчер по расписанию) может вносить изменения: удалять один или несколько уроков, ставить замены, переносить расписание на другой день, – отвечают в министерстве. – Возможно, проблема связана с тем, что уроки отменяются неожиданно и школе не удаётся быстро внести изменения. Что касается отметок, у преподавателей есть возможность исправлять или удалять оценку в течение срока, принятого в учреждении и установленного в системе в разделе «Настройки учебного года». Он может составлять от 7 до 21 дня.

По требованиям отметки за устные ответы выставляются день в день, за письменные – в течение недели. Учитель может поставить «точку», если ученику нужно время на подготовку. Рядом с ней будет стоять та отметка, на которую автоматически исправится точка по истечении выбранного учителем срока, если ребёнок не справится с задачей», – поясняют в МИРС.

«Ежемесячно в ЭПОС заходят более 500 тысяч пользователей».

Почему в ЭПОСе нельзя узнать подробности об отметках? 

«В ЭЖД любая текущая оценка может быть выставлена только при обязательном указании вида деятельности (формы контроля). Перечень форм контроля по каждому предмету утверждается локальным актом школы, – говорят в МИРС. – Пояснения «Самостоятельная работа», «Творческое задание» относятся к таким формам контроля. Дополнительно преподаватель в может дать более подробный комментарий к любой оценке, к уроку, к самой форме контроля, к домашнему заданию». 

При проблемах с ЭПОСом просят обращаться в техподдержку по электронную адресу: support-epos@permkrai.ru.

Внятной реакции нет?

Директор Лиги безопасного интернета, член Общественной палаты России Екатерина Мизулина:

«Может, вообще отменить эти электронные журналы? Мы учились, у нас были обычные дневники, как-то выживали. Электронные журналы усложнили жизнь практически всем. Но самое главное, что никто не хочет ничего пояснять в этой теме. Почему не работает? Почему нельзя посмотреть оценки? Хотят же ребята знать оценки, чтобы каким-то образом исправить, поработать лучше. Многие сидят до 22.00-23.00 и ждут, когда заработает, чтобы узнать домашнее задание. А педагоги отказываются в классе озвучивать его. И это, конечно, неправильно. Ребёнок не знает, что ему делать. Как можно требовать от него работу? Это один из моментов, который, на мой взгляд, в образовании нужно существенно менять, не говоря уже о том, что у некоторых систем электронных журналов есть платные версии. И там почему-то всё работает. Пока официальной, нормальной, внятной реакции ни от кого из чиновников я не увидела, но сдаваться не намерена».

По словам Екатерины Мизулиной, дети часто ждут до ночи, чтобы узнать в элетронном дневнике юдомашнее задание. Уроки делать ночью? Результат - дети не высыпаются.
По словам Екатерины Мизулиной, дети часто ждут до ночи, чтобы узнать в элетронном дневнике домашнее задание. Уроки делать ночью? В этом случае дети не высыпаются. Фото: ru.freepik.com

Сферум безопасен?

Министерство образования и науки Пермского края:

«Понимаем пользователей, которые за много лет привыкли к связи через другие мессенджеры, но переход в Сферум – вопрос информационной безопасности. Это защищённое пространство, созданное специально для организации образовательного процесса. Например, у всех участников чатов скрыты номера телефонов. Так гарантируется сохранность личных данных. Поэтому мы рекомендуем пользоваться именно Сферумом. Профиль в нём нужен для взаимодействия между всеми участниками учебного процесса. Он создаётся в VK Мессенджере на базе VK ID. Последний привязывается к номеру телефона. VK Мессенджер является отдельным приложением, использование которого не требует регистрации в соцсети «ВКонтакте».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах