Будущим абитуриентам надо успевать учиться на чужих ошибках и допускать как можно меньше своих.
О том, какие трудности испытывали на экзамене школьники в прошлом году, рассказывает Надежда Борисова, председатель экспертной комиссии ЕГЭ по обществознанию.
Над чем поработать?
– Тем, кто хочет поступить на бюджет или на престижные специальности типа юриспруденции, нужно обратить особое внимание на вторую часть, которая традиционно содержит девять заданий. На них школьники должны дать развёрнутый ответ. В каждом варианте работы в заданиях представлены пять тематических блоков: человек и общество (включая познание и духовную культуру), экономика, социальные отношения, политика, право. Заключительное задание – эссе на выбор.
Статистика говорит о том, что лучше всего ребята справляются с заданиями базового уровня сложности из этой части. Максимальные баллы получают 81,6% экзаменуемых. А вот более сложные задания (с 23–го по 28–е) под силу только 20–30% выпускников. В них проверяется умение характеризовать текст на основе изученного курса, формулировать и аргументировать оценочные суждения.
Задание 25 показывает, насколько ученик понимает и способен применить теоретические понятия в заданном контексте. Самая распространённая ошибка, которая встречается, – неумение запомнить и корректно воспроизвести определения теоретических понятий.
Выпускники также должны уметь конкретизировать теоретические положения с помощью примеров социальной жизни. Сложность здесь у ребят вызывает формулировка ситуации, которая иллюстрирует то или иное социальное явление.
В одном из заданий школьникам предлагают составить сложный план развёрнутого ответа по конкретной теме. Справляются на максимальные 3 балла только 15,2% абитуриентов. Типичной ошибкой в 2016 г. при составлении плана на тему «Институт брака в РФ» было то, что экзаменуемые писали об институте брака с позиций социологии. Но в теме есть чёткое указание «в РФ», что отсылает к знанию базовых положений Семейного кодекса РФ.
Умение мыслить
Последнее задание – это творческая работа. Выпускникам нужно выбрать одно из пяти высказываний, тематически связанных с предметными областями обществознания, и написать эссе.
Работа оценивается по трём критериям: раскрытие темы, теоретическая аргументация и фактическая аргументация. С первым требованием к эссе справляется большинство ребят. А вот умение теоретически аргументировать свой тезис и иллюстрировать его фактической информацией есть не у всех. Часто выпускники раскрывают только одну из частей высказывания. Такой «недописанный» теоретический аргумент влечёт за собой «хромую» фактическую аргументацию. В лучшем случае за такое сочинение выпускник получает всего три балла из пяти.
Анализ работ за последние годы показывает, что у старшеклассников есть проблемы с такими навыками, как поиск информации в тексте и её интерпретация, способность аргументировать, а также умение грамотно формулировать примеры, находить причинно–следственные связи.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть