«Город, который в годы войны был «Уральской кочегаркой», просто гибнет! Можно было бы создать сборочные цеха. Рабочие руки есть», – сказали они.
На грани разорения в регионе и другой промышленный город – Чусовой. Единственное градообразующее предприятие – металлургический завод. В прошлом году там сократили работников, готовясь к реконструкции. Но из-за кризиса реконструкцию отменили, и теперь в Чусовом самая высокая в крае безработица.
Да и весь промышленный регион за последние десятилетия начал терять свои позиции. Что необходимо сделать, чтобы вернуть краю былую славу, возродить предприятия, организовать новые рабочие места?
Картина дня
«Рынок сам по себе не способствует развитию промышленности в регионе. А в период санкций эта ситуация только усугубилась, – считает Сергей Домрачев, первый зам. председателя «Союза машиностроителей России», – Государство создало программу поддержки 45 различных госпредприятий. На это потратили 9 трлн руб. Это половина бюджета страны. Ассигнования в авиационную и космическую промышленности достигли 116%. Но развития авиапрома не видно, а наблюдается только снижение инвестиционных программ. На что потратили эти деньги? Средства господдержки нужно направлять на модернизацию производства, на частичную компенсацию процентов по банковским кредитам».
Падение прибыли на промышленных предприятиях края подтверждает и статистика: положительное сальдо сложилось за первые месяцы года лишь на 58% промышленных предприятий края по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
«Роскосмос объявил 2016 год Годом первого в мире космонавта Юрия Гагарина. Недаром корпорация выдвинула слоган «Подними голову!», – рассказывает Андрей Шишкин, зам исполнительного директора по персоналу предприятия «Протон ПМ». – Поэтому, на наш взгляд, в стране надо развивать престиж технического образования, поднимать статус рабочих профессий».
Многие специалисты говорят, что средний возраст работающих на пермских предприятиях – от 45 до 60 с лишним лет. Молодёжь же, приходящая на производство, отличатся высокими амбициями и капризностью. По неофициальным опросам, 80% юношей, вставших за станки, готовы уехать за границу. И это неудивительно, ведь при той зарплате, которую выплачивают на предприятиях, им просто не накопить на покупку жилья.
«Молодой человек должен видеть свою перспективу, – убеждён Дмитрий Пищальников, директор Краснокамского завода металлических сеток. – Но для того чтобы рос внутренний валовый продукт, нужно высокоэффективное производство. Тогда будет и высокая зарплата. Это должна быть государственная политика. А сегодня чиновники, отвечающие за развитие производства, расписались в своей несостоятельности. С высоких трибун говорят об импортозамещении. При этом в стране закупают 70% импортных товаров».
Дуальное образование
Как сделать, чтобы молодой человек, пришедший на производство, остался? Чтобы он влился в процессы без долгой адаптации и переучивания? В Пермском крае есть положительный опыт взаимодействия между предприятиями и учебными заведениями.
«Практико-ориентированное образование, его ещё называют дуальным, в принципе не ново. Система такая: учащиеся на 4-м курсе 3 дня учатся, а 3 дня работают на заводе, – говорит Александр Дическул, директор Пермского авиационного техникума».
Но это с виду просто. На самом деле всё зависит от того, готово ли предприятие вкладывать средства в развитие такой системы образования. Пермский моторный завод, к примеру, в прошлом году потратил более 10 млн руб. на переоборудование участков для дуального образования. В 2014 г. предприятие «Протон ПМ» вложило 130 млн руб. в создание двух центров – по испытанию и сборке двигателей.
«Практиканты на установке 3D сначала разбирают двигатель, а потом уже они готовы работать в реальном режиме, – говорит Александр Дическул. – Специалисты на таком производстве достигают 5-6 разряда. Это высший пилотаж. Современный токарь, работающий на станках с программным управлением, получает 50-60 тыс. руб. в месяц. Мы выпускаем учащихся при дуальном обучении с 4-м разрядом. Без вклада предприятия это было бы невозможно. Причём меняется и ментальность. Если 4-5 лет назад все хотели учиться на программистов, а мы готовим технологов литейного производства, и на эти специальности было по 1-2 человека на место, то в прошлом году проходной был уже 4,2».
Найти свой путь
«Для того чтобы на предприятиях не было текучки кадров, а ученики вузов и средних специальных заведений выбирали профессию на всю жизнь, нужно возродить в нашем регионе, да и по всей стране, профориентацию, – считает Николай Захаров, ректор Прикамского социального института. – В 70-е гг. прошлого века наш регион входил в пятёрку лучших по профориентации».
Сейчас так или иначе учебные заведения работают со школами, представляя специальности, по которым готовят учащихся и студентов. Но все они действуют на голом энтузиазме. Кто координирует их действия? Во всех странах существует государственная система профориентации. В Германии, например, есть консультанты, которые выходят в классы. А в Перми то, что создавалось много лет, разрушили. Теперь престиж рабочих профессий надо возрождать, как и некоторые предприятия.
Комментарии
Дмитрий Теплов, генеральный директор Краснокамского ремонтно-механического завода, экс-министр промышленности Пермского края:
«Наш край в плане подготовки кадров для предприятий считается одним из лучших, в том числе благодаря и проекту торгово-промышленной палаты. Шесть техникумов имеют статус федеральной инновационной площадки и совместно с предприятиями внедряют дуальную систему обучения по аналогии с немецкой. Наше предприятие также участвует в этом проекте: есть соглашение с тремя техникумами, и мы уже видим реальные результаты. Так, они советуются с нами, какое оборудование лучше закупить для своих мастерских. Чтобы ребята, придя на завод, уже умели на нём работать. За последние два года, помимо компьютерных классов, создали классы по подготовке операторов станков с ЧПУ, токарных и фрезерных станков, класс по автоматическому проектированию. Несколько месяцев назад открыли класс по подготовке операторов роботизированных комплексов с применением промышленных операторов. Этот проект, уникальный для края, появился благодаря тому, что мы сами используем такое оборудование. Одним словом, учебные заведения модернизируют материально-техническую базу, и процесс обучения становится для ребят более интересным. К нам приезжает много школьников на экскурсии. Считаю, что ребята, ещё учась в школе, должны чётко понимать, кем они хотят стать, знакомиться с потенциальными работодателями на местах. Чтобы не искать потом работу за тридевять земель от дома.
Профориентация должна стать государственной политикой, хотя многое зависит и от региональных властей. Приведу несколько цифр: 95% медицинского оборудования поступает из-за рубежа, сельхозтехники – почти 90%. Но ведь многое мы можем делать сами! Только нужно развивать промышленность и воспитывать кадры».
Пётр Телегин, генеральный директор ООО «Пётр Телегин», Нижний Новгород:
«В Пермском крае не так уж плохо обстоят дела с подготовкой кадров. По крайней мере станочников. А вот мы испытываем довольно серьёзные проблемы с этими кадрами, с механообработкой. Знаем, что в Перми существует проект создания медико-технического кластера. Мне эта проблематика интересна, и у нас есть определённые планы насчёт развития предприятия. Дело в том, что в 1997 г. мы практически первыми в России разработали суточный монитор артериального давления, поставляем его в 30 стран мира. С помощью этого прибора в течение суток измеряются давление и многие другие параметры, к примеру, жёсткости сосудистой стенки или давление в аорте. Затем данные передаются на монитор компьютера, и доктор получает полную картину заболевания. Прибор мы выпускаем серийно, но параллельно продолжаем его совершенствовать. Вполне возможно, что часть своего производства мы перенесём в Пермь, создадим новые рабочие места. Доля импортного медицинского оборудования в России остаётся по-прежнему высокой, и мы должны – и можем – кардинальным образом менять эту ситуацию».
Анатолий Наугольных, директор Пермского техникума промышленных и информационных технологий:
«К сожалению, в средних специальных учебных заведениях ликвидировали целевой приём, он остался только в вузах. А ведь раньше предприятия платили ребятам стипендии, а после окончания учёбы их брали на работу. Чтобы повысить качество образования, необходимо возрождать производственную практику. Наш техникум, так же, как и авиационный, этим уже занимается. Одной из востребованных сегодня стала профессия станочника. Это связано с тем, что заработная плата у этой категории рабочих значительно возросла: они получают от 30 до 60 тыс. руб. Поэтому не редкость, что профессию станочника стали получать у нас даже на платной основе. А вот профессии слесаря, электромонтёра спросом не пользуются – почему-то нашим предприятиям они не нужны».
Юлия Зинченко, директор департамента профессионального развития Пермской торгово-промышленной палаты (ТПП):
«Пермская модель подготовки кадров уникальна. Она одобрена на федеральном уровне и служит примером для других регионов. Мы начали создавать её в 2012 г. Для начала изучили, какие специалисты нужны бизнесу, а затем посмотрели, кого выпускает наша система среднего профессионального образования. Разрыв получился колоссальный. Государство инвестировало в подготовку кадров 4,5 млрд руб. в год, но трудоустраивались лишь 30% выпускников. Из них по специальности – около половины. Подготовка одного эффективного выпускника стоила около 1-2 млн руб. в год. Предприятия края и учебные заведения жили параллельной жизнью. Ситуацию нужно было менять. Сегодня мы принимаем заказ бизнеса на кадры и вместе с Министерством образования распределяем его между ссузами региона. Приоритет отдаём востребованным профессиям и специальностям. Кроме того, для повышения качества образования в Прикамье внедряем практико-ориентированное (дуальное) обучение. В этом случае практика проходит не на площадке ссуза, а на предприятии. В итоге молодёжь выходит из стен учебного заведения уже подготовленной к работе на современном оборудовании и идёт на рабочие места, которые ей хорошо знакомы. Ко всему прочему ТПП оценивает качество самих образовательных программ. По сути, мы учитываем массу критериев, которые работают на одну цель – подготовить квалифицированного специалиста, востребованного на производстве».