Роботы постепенно захватывают весь мир и в том числе наш регион. Механических помощников собирают даже дети – специальные конструкторы есть во многих детсадах. Ребятам очень нравится конструировать и придумывать. Какую пользу это им приносит?
О том, с какого возраста нужно заниматься робототехникой и для чего дошкольникам патентное бюро - в материале «АиФ-Прикамье».
Впереди планеты всей
Заведующий детским садом «Эврика» Оксана Провкова говорит, что занятия робототехникой дают возможность проявлять бурную фантазию малышей, учат их нестандартно мыслить, находить решения сложных задач и даже укрепляют связь родителей и детей. Недавно она вернулась со Всероссийского форума робототехники среди дошкольных организаций «ИКаРёнок» с победой. Опыт детсада, которым она руководит, впечатлил высокое жюри. Да и в целом, представители Прикамья стали абсолютными победителями.
Марина Медведева, «АиФ-Прикамье»: То есть можно сказать, что по уровню развития робототехники в детсадах Прикамье сейчас опережает многие регионы страны?
Оксана Провкова: Да, на форуме коллеги из других городов России говорили, что у них эта работа только начинается. Не все регионы используют такие конструкторы для сборки роботов с детского сада. А вот у нас дошкольная робототехника развивается активно и быстро. Мы в поддерживаем в ребятах дух изобретательства. Что только они ни придумывают – и щёткоробота (робот-уборщик на основе щёток), и робота-пылесоса из пластиковых бутылок и даже качалки для нефти.
Медвежья услуга
– Интенсивные занятия стоит начинать с пяти лет. Именно в этом возрасте ребята уже готовы выполнять довольно непростые задачи. Например, в конкурсе «ЭврикУм» участвуют дети от пяти до семи лет. И они не просто представляют свои изобретения, а могут сами, без посторонней помощи рассказать о том, как устроен их робот, для чего он создан, как работает. Понятно, что изготовить конструкцию полностью ребёнку самому сложно, поэтому им помогают родители. Но в целом, все изобретения придумывают сами дети, что для нас очень важно.
– Не секрет, что подобные задания в школах нередко превращаются в фестивали родительского творчества. Как соблюсти баланс и не сделать всю работу за ребёнка?
– Есть такая поговорка: расскажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, дай мне сделать самому, и я смогу это повторить. Но современные родители действительно нередко оказывают своим детям «медвежью услугу», делая всё за них. Прежде всего они должны понять, что ребёнок в этом случае ничего не поймёт и не получит новых знаний. Пусть у него сначала не выйдет, но, ошибаясь, он научится. Вы не представляете, как радуются дети, когда делают что-то сами и у них это получается. Есть очень важное качество, которое нужно развивать современным родителям. Это терпение. Именно его взрослым часто не хватает. Понятно, что малыши всё делают долго, но они пока учатся, и это нормально.
Вместе с ребёнком
– Дети становятся менее самостоятельными?
– Да, такая тенденция есть. Считаю, что детям просто необходимо давать небольшие поручения, чтобы у них были зоны ответственности, стоит поощрять выполнять разные задачи. Даже если ребёнок захочет резать салат, не стоит отбирать у него нож. Просто постойте рядом, чтобы он не порезался.
Очень важно формировать у детей такие черты как самостоятельность, ответственность и заботу о других. И техническое творчество может научить детей этим важным вещам. Как? В нашем детсаду мы планируем развивать занятия робототехникой так, чтобы ребята не просто создавали что-то, а делали это для кого-то: мамы, папы, братьев, сестёр и т. д. Например, сделать поильный аппарат для собак в приюте, автоматизированную колыбель для младшего брата и сестрёнке, которая даст возможность отдохнуть маме.
– А чему ещё учит робототехника?
– Дети, которые посещают эти занятия, даже на обычные предметы уже смотрят по-другому. Например, они понимают, как ездит машинка, которой управляют с помощью пульта, или как работает фонтан. На занятиях они узнают основы физики – понимают, почему крутятся лопасти вентилятора, светит лампочка и так далее. Я не говорю уже про мелкую моторику, которая важна для развития мозга и опыт решения нестандартных задач. Кроме того, мы всегда привлекает к занятиям робототехникой не только детей, но и их родителей. Это укрепляет семейные связи.
– Стоит ли ограничивать просмотр мультфильмов, пользование телефонами, компьютерами?
– Полностью исключить всё это нельзя, иначе ребёнок отстанет от жизни. Главная задача – научить его правильно пользоваться техникой, чтобы он умел находить нужную информацию. Конечно, стоит ограничивать время, проведённое за телефонами, планшетами и компьютерами – на это отводить не более 20-30 минут в день. Что касается мультфильмов, то их сначала стоит посмотреть вместе с ребёнком. Их можно отлично использовать для расширения его знаний о мире. Ему нравится человек-паук? Расскажите о пауках, почему у них такая прочная паутина, где они живут. Девочке нравятся феи Винкс? Одна из них, Стелла – фея Солнца. Поговорите с ребёнком о том, почему светит Солнце, какая она – солнечная система. И так с любым мультфильмом или фильмом. Если ребёнок будет знать, что вам интересны его увлечения, он будет доверять вам и слушать вас.