Раньше в ПТУ уходили учиться одни троечники. Сохранилась ли эта тенденция сейчас? Что важно знать выпускникам при выборе будущей профессии? Что делать родителям: настаивать на получении высшего образования, ведь в семье все закончили вузы, или дать ребёнку возможность самому определиться с выбором жизненного пути? С этими вопросами мы обратились к нашим экспертам в области образования, психологии и профориентации.
Каждый подросток – индивидуальность
В любых вариантах обучения есть свои плюсы и минусы: 11-й класс – это обязательная сдача экзаменов и высокий конкурс в вуз. Зато после учёбы появляется шанс найти высокооплачиваемую работу. Если пойти по более лёгкому пути и уйти в колледж, то корвалольные ЕГЭ автоматически отпадают, а строить карьеру и зарабатывать деньги юноши и девушки начинают гораздо раньше своих ровесников. При этом у студентов всегда остаётся выбор – ограничиться средне-специальным образованием или замахнуться на получение диплома о высшем образовании.
Дать совет, где продолжить обучение, однозначно нельзя, ведь каждый ученик – это индивидуальность. Кто-то готов сделать шаг во взрослую жизнь раньше, кому-то необходимы ещё два года.
Ситуация в стране и обществе сильно изменилась. Если в советские времена в ПТУ шли малоуспевающие подростки, то сегодня это делают дети, которые в свои пятнадцать повзрослели, почувствовали ответственность за будущую жизнь и не хотят пассивно плыть по течению, оставшись в школе. Правда, бывает, что и в 17-18 лет выпускник всё ещё не созрел для серьёзного выбора.
«Мы с подружкой поступаем в колледж на дизайнера, и даже если потом я найду себе другую работу, то ничего страшного не случится!» – заявляет родителям девушка-подросток.
Отчасти она права, ведь у каждого из нас найдётся немало примеров, когда знакомая с медицинским образованием работает менеджером по продажам, а бывшая преподавательница стала стюардессой.
Но давайте подсчитаем: при подушевом финансировании в колледже на обучение одного студента тратится 55-60 тысяч рублей в год. В итоге на весь курс обучения государство затратит 240 тысяч рублей. А отдачи – ноль. И это не учитывая бесцельно потраченного времени хождений на занятия. Не обидно ли?
Кто выбирает?
Родители переживают: окажется ли верным выбор 15-летнего подростка, ведь и после 11-го класса не все до конца уверены, чем хотели бы заниматься всю жизнь.
По мнению психологов, именно мамы и папы – самые главные советчики детей в этом вопросе. Они знают особенности личности сына или дочери и могут порекомендовать направление, в русле которого дети будут развиваться во взрослой жизни. Причём родителям важно понять, чего от жизни хочет именно ребёнок, а не они, взрослые. А вот определяться с будущей профессией необходимо за полгода-год до сдачи ОГЭ в девятом классе.
«Мамам и папам важно знать: школьник должен быть хорошо осведомлён о разнообразии профессий, – говорит пермский семейный психолог Инна Телегина. – Практика показывает, что современные дети имеют пробелы в этих знаниях. С миром профессий они знакомятся в школе, но если родители видят, что знаний недостаточно, нелишним будет посвятить этому несколько совместных вечеров. Вместе посидеть в Интернете, посмотреть, из каких направлений деятельности можно выбрать будущую профессию. Затем с ней можно познакомиться ближе. Сходить, к примеру, на предприятие, где после учёбы сможет найти рабочее место будущий выпускник».
Сделать правильный выбор школьник может, выяснив свои особенности, черты характера и интересы. Для этого можно ответить на вопросы стандартного опросника Голланда, который есть в Сети, либо сходить на консультацию к специалисту-психологу. Результат поможет выяснить тип профессиональной направленности личности. Затем нужно выбрать три-четыре заинтересовавшие школьника профессии и детально углубиться в них. Надо выяснить, в каких образовательных учреждениях можно получить выбранную профессию, узнать о длительности и особенностях обучения. И если мама и папа видят, что ребёнок твёрдо решил стать, к примеру, переводчиком, то их задача – не переубедить его ввиду сложности учёбы, а помочь: нанять репетитора или устроить на курсы, чтобы подросток смог добиться цели.
Вуз, армия или декрет
В выборе профессии подросткам помогает школа. У учеников 8-11-х классов есть возможность освоить азы профессии на рабочем месте специалиста или в учреждениях профессионального образования.
«Такие пробы дети выбирают на добровольной основе, но не менее двух программ в год, – рассказала нач. управления стратегического планирования департамента образования администрации города Перми Мария Зильберман. – Программы охватывают несколько основных разделов экономической деятельности: промышленность, сельское и лесное хозяйство, сфера услуг, СМИ, медицина и фармакология, образование, строительство и архитектура, финансовая сфера, IT-сфера».
Ещё в Перми есть 10 уникальных школ, которые сотрудничают с одним или несколькими крупными промышленными предприятиями. Ребята могут включать в свои индивидуальные образовательные маршруты различные виды взаимодействия с настоящими профессионалами. К примеру, в школе дизайна «Точка» практические занятия проходят в мастерских: столярной, ремесленной, печатно-макетной, фото- и веб-студиях.
В краевом Министерстве образования рассказали, что последние 10 лет ситуация с выбором дальнейшего обучения у девятиклассников стабильна: половина выпускников приходит в систему профессионального обучения, а половина остаётся доучиваться в школе. А вот статистические данные о том, как дальше складывается жизнь у выпускников колледжей: 60% трудоустраиваются по полученной или смежной специальности, 15% уходят в армию, 13-15% сразу же поступают в вуз и продолжают обучение, 3-4% девушек уходят в отпуск по беременности и родам. А неопределившихся с дальнейшей жизненной траекторией остаётся 4-5%.
Эксперты считают, что определиться с профессией нужно в юношеском возрасте – решить для себя, кем ты хочешь быть и где работать.
Какие специальности самые востребованные?
Нач. управления профессионального образования Министерства и науки Пермского края Илья Бочаров:
«Существует социальный спрос: какие специальности востребованы не столько у девятиклассников, сколько у их родителей, и экономический спрос: какие специальности востребованы сейчас на рынке труда. Два этих списка не совпадают, хотя постепенно начинают сближаться. Всё больше родителей начинают понимать, что, отучившись на юриста или экономиста, не факт, что ребёнок будет успешно работать по этой профессии. Рынок труда этими специалистами перегружен. Мы практически прекратили приём на эти специальности за бюджетные деньги, но в негосударственных учебных заведениях среднего профессионального образования на эти специальности по-прежнему высокие конкурсы.
Востребованные экономикой специальности сейчас следующие: стабильно высокий конкурс в строительный колледж и на машиностроительные специальности. В Атласе новых профессий появились специальности, связанные с информатикой, программированием, цифровым производством, робототехникой. Стабильно растёт спрос на промышленных и графических дизайнеров. Традиционно хорошо поступают выпускники на педагогические и медицинские специальности. Кстати, они в лидерах по трудоустройству».
В профессию со школьной скамьи
Директор гимназии № 2 Людмила Суханова:
«Профориентацией должно заниматься учебное заведение. К примеру, наша гимназия входит в проект «Уникальные школы Перми». Для того чтобы сформировать профессиональные компетенции у школьников, создали центр повышения производительности «Кайдзэн», где есть теоретический и практический классы. Осенью ученики 7-9-х классов выбирают, какая профессия им ближе, и в течение года получают как теоретические, так и практические навыки по выбранному направлению. В нашем центре преподают сотрудники пермского ЦБК, приезжающие специалисты из Японии, с которыми мы сотрудничаем. Причём школьники овладевают таким компетенциями, которые могут пригодиться им потом в любой профессии: они постигают организацию рабочего пространства и методы «бережливого производства». Полученные на занятиях знания ребята реализуют в работе над самостоятельными творческими проектами. Свои работы представляют на городских, краевых и межрегиональных уровнях».