На эту тему рассуждает Владимир СУЛИМОВ, культуролог, преподаватель с 30-летнем стажем.
– Владимир Александрович, прошла II Международная научная конференция «Питирим Сорокин и парадигмы глобального развития XXI в.». Одна из главных идей социолога - идея свободы. В нашей стране свобода в сорокинском понимании есть?
– Есть, но сегодня она не востребована обществом. Люди, которые не участвуют в выборах, отказываются от своего голоса, а значит - и от свободы. Её невозможно дать или забрать - это внутреннее состояние человека.
– Тогда почему сотни выпуск-ников вузов, вместо того чтобы работать по специальности, идут в продавцы и охранники?
– Вешать пожизненное ярмо узкой специальности на человека, который окончил университет, неправильно. Одна из главных задач высшего образования - создание среднего класса, культурной, экономической и интеллектуальной базы общества, человека, способного самоопределяться, а не просто работника, выполняющего пять операций. Совсем другой вопрос: стоит ли человеку с высшим образованием понижать свой социально-культурный уровень и идти на работы, не требующие высшего образования? Да, существует понятие «перепроизводство специалистов». Это исчезнет тогда, когда будут созданы рабочие места для людей с высокой квалификацией. Это требование и к бизнесу. Сегодня нужно перелицевать ситуацию с производством. Уйти только от торговли и осваивать сферу интеллектуальных практик. У нас многих профессий просто не существует (провисают консалтинговые, информационные, проектные услуги). Потому нужна серьёзная переориентация всех сторон жизни, которая неподвластна одним только вузам. Этим должны заниматься все социальные институты.
Зачем чужое?
– Должно ли быть высшее образование платным?
– Но сегодня некоторые прямо говорят: образование - это услуга.
– В русском языке слово «услуга» всегда связывалось с бытовым обслуживанием населения либо с оказанием личной поддержки («услужить»). Использовать это слово применительно к образованию нельзя: образование должно образовывать (создавать, «делать» человека), а не обслуживать. В XXI в. уровень, качество образования - это решающие факторы индивидуального и социального развития. Мы живём в эпоху знаний, но по привычке считаем килограммы, кирпичи, рубли. Почему? Потому что понимаем образование, культуру как отрасли, наравне с сельским хозяйством и торговлей.
Что заменит ЕГЭ?
– Уровень образования падает. Виной тому только ЕГЭ?
– Снижение происходит из-за того, что вся работа школы и вуза направлена на улучшение формы, а надо работать над содержанием. Причины связаны, в том числе, с ЕГЭ. Я всегда был его противником. И по-прежнему считаю: чем быстрее мы уйдём от единого госэкзамена, тем лучше. Превращать всю систему образования в бесконечный мониторинг нельзя. Во многих странах, которые отказались от Болонской системы, используют экзамен, представляющий расширенное собеседование, публичный акт. Будущего студента слушают многие известные специалисты, они выводят общий балл, поэтому коррупция исключена.
Ещё одна причина - дефицит современных учебников, особенно для высшей школы. Издавать их трудно, государство на себя эту функцию не берёт. В вузах нет базовых программ обучения, потому каждый самостоятельно вынужден решать эту проблему.
Где найти кадры?
– Более двух лет назад были объединены Коми пединститут и университет. Что мы потеряли?
– У меня двойственное ощущение. То, что сегодня университет устойчиво развивается, успешно конкурирует с другими вузами страны, - это несомненный плюс реорганизации. К минусам я бы отнёс размывание педагогического образования. В пединституте была особая атмосфера общения педагогов и студентов, личностный подход. При слиянии вузов эта атмосфера ушла. Ольга Васильева, новый министр образования России, ставит задачу готовить не просто специалиста, инструктора, накачивающего учеников знаниями, как это говорилось на многочисленных совещаниях в недалёком прошлом, а учителя, воспитателя. Считаю, что нужно создавать полноценный педагогический институт в составе университета, как, собственно, изначально планировалось.
– Родители школьников оказались не готовы к изучению основ религии их детьми. Вы, как член Экспертного совета ВАК по специальности «Теология», какие причины видите?
– К вводу «Основ религиозной культуры» оказались не готовы не только родители, но и сама система образования. У нас попросту нет компетентных педагогических кадров в этой тонкой области. Родители испугались воцерковления детей. Мы уже проходили, когда обязательное преподавание Закона Божьего отвратило от церкви множество дореволюционных гимназистов. Но это не значит, что религиозное знание в школах не нужно. Наоборот.
Вера - это обязательный компонент культуры. Это не дисциплина, а способ понимания мира. Что можно прочитать и понять у Толстого, Достоевского, Короленко, не зная религии, православия? Ничего. Религия - это один из принципов воспитания человека. Нам нужны не профессиональные проповедники, а религиозные философы, компетентные учителя, которые не будут противопоставлять религии друг другу, веру - атеизму, а будут всё взвешенно объяснять. Причём в контексте нашей великой культуры.