Примерное время чтения: 8 минут
1736

«Ублюдок и всё». В Пермском крае учитель оскорбила ученика за опоздание

Педагог отчитывала ученика в классе.
Педагог отчитывала ученика в классе. / Иван Колобов / АиФ

Ублюдок, предатель, ноль без палочки – так педагог школы из Пермского края назвала ученика восьмого класса за опоздание на конкурс к 23 февраля. Случившееся записали на видео. Его опубликовал телеграм-канал издания SOTA. Скандал вышел за пределы региона. Сайт perm.aif ru рассказывает, что произошло в школе, что стало с учителем и как «срывы» педагогов могут повлиять на детей.

«Вали на все четыре стороны»

Инцидент произошёл в школе в посёлке Сылва. Он находится в 40 километрах от Перми. В день, когда учитель оскорбила ученика, в школе проходил концерт, посвящённый 23 февраля. Подросток пришёл с опозданием. Тогда педагог начала отчитывать его.

«Ты предатель. Вали на все четыре стороны. Ты для меня ноль. Вы должны были встать в шеренгу, проявить себя, всегда было так. Ты не понимаешь, какому дню этот конкурс посвящён? Значит, ублюдки. Если у вас с детства патриотизма ноль», – такие слова учительницы звучат на видео, которое попало в сеть.

Речь педагога переполнена эмоциями. Мальчик, напротив, реагирует вполне спокойно и даже немного отстранённо. В речи учителя несколько раз прозвучало слово «ублюдок», она не раз повторила, что ученик для неё – ноль (иногда «без палочки») и предатель.

Недостаточный уровень патриотизма восьмиклассник, по мнению учителя, проявил тем, что опоздал на конкурсное выступление к 23 февраля.

Сдали нервы?

Видео вызвало большой резонанс. Одни возмущались поведением педагога, другие, напротив, оправдывали, мол, работа тяжёлая, подростки могут кого угодно довести – вот нервы и сдали.

«Может, нервы и сдали, но вести себя учитель так не должна! Вот так и ломают психику детям! А кто будет отвечать, если что-то с мальчишкой произойдёт?» – написала жительница Прикамья в комментарии под видео.

«Даже если ребёнок в чем-то виноват, никто не даёт право так оскорблять ребёнка, она – учитель! Многие тут её защищают, а если на месте этого мальчугана будут ваши дети, тоже будете защищать?» – пишет другая жительница.

Некоторые бывшие ученики отзываются об учителе положительно. Другие говорят, что она всегда переходила границы дозволенного педагогу. Фото: АиФ/ Олег Белов

Мама троих детей, которая сама училась у этого педагога, рассказала perm.aif.ru, что из-за конфликта с этим учителем из школы пришлось уйти её сыну.

«Дочь тоже хотела уйти, но я отстояла её права, – сказала женщина. – Эта учительница хамила, переходила на личности, оскорбляла учеников».

За те 30 лет, которые женщина знает учительницу, позитивного мнения о ней так и не сложилось. Однако есть те, кто высказывает совершенно противоположную точку зрения. Выпускница 2022 года Алина в беседе с perm.aif.ru отзывалась о ней с большой теплотой и уважением.

«Добрейшей души человек и педагог с большой буквы! Она преподавала у меня физику до выпускного класса. Всегда увлекательно преподносила материал ученикам, интересовалась нашей жизнью вне школы и желала исключительно добра! Я уверена, что все выпускники по ней очень сильно скучают. Она давала возможность перенимать хороший жизненный опыт чуть ли не каждый день. Всегда учила доброте, пониманию и эмпатии. Она учила и наших родителей. Мы все за неё очень переживаем», – рассказала Алина.

Похожий комментарий под видео оставила ещё одна выпускница педагога.

«Она – хороший педагог старой закалки, знает свой предмет на 100%, выполняет все свои педагогичкские обязанности. Преподавала у меня физику и никогда не было к нам такого отношения, может стоит задать вопрос ученикам, какое у них поведение и отношение к преподавателю!?» – задала вопрос она.

По собственному желанию

В эмоциональном разговоре с учеником педагог пригрозила, мальчик больше не будет учиться в её классе. Также заявила, что он может перейти в другую школу или в другой класс. Однако после обнародования видеокадров и проведения проверки уйти пришлось ей.

Школа комментировать инцидент perm.aif.ru отказалась, мотивируя это тем, что всю информацию передали в Министерство образования и науки Пермского края. В минобрнауки сайту perm.aif.ru пояснили, что в учебном заведении прошла проверка и на время разбирательств педагога отстранили от работы.

«Безусловно, такое поведение учителя недопустимо. Конечно, деятельность педагога эмоционально напряжённая, но всегда необходимо соблюдать профессиональную этику, – пояснили в минобрнауки. – Краевое министерство образования и науки берёт на личный контроль. Правоохранительными органами проводится всестороннее расследование инцидента».

В ГУ МВД по Пермскому краю добавили, что 22 февраля в отдел полиции Пермского района поступило сообщение о том, что учитель оскорбил ученика. Полицейские провели проверку и передали её материалы в прокуратуру Пермского района.

Тогда же стало известно, что педагог публично извинилась перед школьником, после чего написала заявление об уходе по собственному желанию.

«К сожалению, ещё встречаются случаи нарушения педагогической этики. Из практики могу отметить, что их не так много. Но каждый такой случай конечно вызывает большой общественный резонанс. Данную ситуацию возьмём на контроль», – так прокомментировала perm.aif.ru инцидент уполномоченный по правам ребёнка в Пермском крае Светлана Денисова.

Граница – человеческое достоинство

Сайт perm.aif.ru попросил педагога-психолога Анну Левицкую пояснить, где находится грань, которую не должен переходить учитель.

«Граница общая для всех – человеческое достоинство. Как ученика, так и самого педагога, – говорит Анна Левицкая. – Да, все понимают, что подростки вполне способны провоцировать старших, проверяя границы дозволенного, однако это не оправдывает подобные срывы и не отменяет педагогической этики и необходимости взрослой зрелой позиции учителя».

«Граница общая для всех – человеческое достоинство. Как ученика, так и самого педагога. Да, все понимают, что подростки вполне способны провоцировать старших, проверяя границы дозволенного, однако это не оправдывает подобные срывы и не отменяет педагогической этики и необходимости взрослой зрелой позиции учителя».

По словам психолога, срыв может произойти как из-за особенностей личности педагога, так и из-за профессионального выгорания. По данным статистики, именно профессии, связанные с работой с людьми наиболее подвержены профессиональному выгоранию. Этому способствует высокая нагрузка, большое количество общения, недостаток положительной обратной связи.

«И кроме того, к сожалению, выраженный недостаток «эмоциональной гигиены», то есть способности понимать где заканчиваются ресурсы того же терпения, разделение рабочей ответственности и личной вовлечённости в ситуацию. Как в данной ситуации: учитель очень остро воспринимает поведение ученика и оскорбляет его из-за того, что он задел его лично, – поясняет психолог. – В целом, выгорание педагогов – системная проблема. Причина – нарушение коммуникации с коллегами, учениками и родителями. Часто нет готовности выстраивать личные границы в общении, педагоги находятся на связи 24/7, в нерабочие время получают сообщения и звонки по работе, отслеживают сообщения в чатах. Вроде бы ответ на сообщение – это дело двух минут, но постоянное нахождение на связи очень выматывает. Времени восстановить силы и отдохнуть перед новым рабочим днём не хватает. Да и у многих учителей нет привычки думать о себе, о своём состоянии. Поэтому порой они не замечают, когда доходят до грани и уже не могут справиться и совладать с собой».

«У многих учителей нет привычки думать о себе, о своём состоянии. Поэтому порой они не замечают, когда доходят до грани и уже не могут справиться и совладать с собой».

Психолог считает, что администрации школ важно внимательно относиться к педагогам и их состоянию. Возможно, периодически привлекать специалистов, психологов для проведения тренингов по восстановлению, ведь если взрослые будут работать в состоянии истощения, они не смогут дать нужного уровня эмоциональной поддержки детям.

Может спровоцировать замкнутость

Как подобные истории могут сказаться на ребёнке? Какими могут быть последствия и какую реакцию вызовут такие «нравоучения»? По словам психолога, это зависит от личностных особенностей школьника.

«Важно, насколько он в целом устойчив, может ли противостоять стрессу, есть ли в его жизни другие взрослые (например, родители), которые показывают пример эмоциональной стабильности и поддержки. Возможно, эта ситуация станет просто неприятным эпизодом учебной недели, а возможно, спровоцирует замкнутость и закрытость в своей обиде, – говорит Анна Левицкая. – Однако подобные слова и оскорбления могут вызвать и протестную реакцию. В итоге может появиться мысль: «Ах вы меня не принимаете и я такой ужасный? Ладно, получите теперь, так и буду поступать, раз в меня не верят». Подростки вообще остро реагируют на несправедливость со стороны взрослых, им важна возможность быть услышанными и чтобы санкции, в случае если они по-настоящему неправы, были соразмерны проступку».

Самый действенный способ донести до ребёнка свою точку зрения – общаться с ним с позиции взрослого. Не давить на ребёнка эмоционально, а показывать уверенность в своей правоте.

Как пояснила психолог, самый действенный способ донести до ребёнка свою точку зрения – общаться с ним с позиции взрослого. Не давить на ребёнка эмоционально, а показывать уверенность в своей правоте. Но при этом быть готовым услышать ответные аргументы, особенно от подростка. Взрослому важно самому не впадать в детское состояние и говорить и делать что-то «из вредности». Взрослые уже были детьми, и должны проявлять ответственность в том, как общаются с окружающими, какой показывают пример.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах