Примерное время чтения: 6 минут
1892

Укрощение строптивых. Как выжить учителю в современной школе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. АиФ-Прикамье 14/10/2020
Учитель в своей работе должен опираться на то, в чём превосходит своих учеников: это интеллект и знания.
Учитель в своей работе должен опираться на то, в чём превосходит своих учеников: это интеллект и знания. / Станислав Ломакин / АиФ

«Учитель всегда прав» – эта фраза, въевшаяся в подкорку мозга многим советским школьникам, сегодня звучит уже не так категорично. Педагоги всё чаще становятся мишенью для нападок детей и родителей.

Поводов обвинить учителей множество. Школьники ложатся в больницы после драк. Сбежав из школы, они попадают в ДТП. Учитель может просто повысить голос на уроке на распоясавшегося ученика – это повод для разбирательств со стороны родителей и гневных постов в соцсетях. Определить, кто прав, а кто виноват, не так просто. Бывает, что обвинения сняты, но репутация уже испорчена.

Замкнутый круг

«Ученик упал во время перемены. Мать ребёнка стала ко мне придираться, подала жалобу в прокуратуру, хотя я ни в чём не виноват, – рассказывает учитель младших классов Григорий Сыромятин (имя изменено. – Ред.). – Она обвиняет меня в несправедливом отношении к её сыну. Ребёнок плюется и оскорбляет меня. Чувствую себя беззащитным».

«Один из учеников во время уроков ходит по классу, пинает детей, угрожает всем, – говорит классный руководитель Елена Алёхина (имя изменено. – Ред.). – Уговоры не помогают. Что делать?»

Подобные истории – не редкость. А ведь такие дети в классе – мина замедленного действия. Если они травмируют других учеников, виноват будет учитель.

Мать дошкольника Алёна Седых (имя изменено. – Ред.) говорит, что сын приходит из детсада побитый сверстниками. И она уверена, что виноваты педагоги.

«Я доверяю им ребёнка, а они не могут наладить дисциплину и обезопасить детей», – возмущается мама.

По старинке жёстко приструнить детей воспитатели не могут – незаконно. Вот и выходит, что прав у педагогов мало, а ответственности – через край. «Как влиять на детей, если связаны руки?» –  задаются вопросом педагоги.

На уровне инстинктов

Психолог Николай Стрелков признаёт, что сейчас учителям управиться с дет­ским коллективом сложнее, чем пару десятилетий назад.

«В определённом возрасте (с 5 по 9 класс) дети ведут себя примитивно. На них влияют стадные инстинкты и архаические формы послушания сильным. В прежние времена, когда у учителя руки были развязаны, педагоги могли накричать на ребёнка, шлёпнуть его линейкой по пальцам. Это помогало сдерживать толпу, которая сама себя контролировать не может. Сейчас сложнее. Но путь тот же: чтобы управлять «стаей», учитель должен обладать лидерскими качествами. Если примитивные качества лидера (такие, как грубость) не подходят, надо пользоваться атрибутами власти, которые есть под рукой. Кто такой доминантный самец, вожак? В нашем случае – спокойный, уверенный в себе, последовательный в своих действиях человек, не поддающийся на провокации. Надо опираться на то, в чём учитель превосходит своих учеников – интеллект, знания. Необходимо демонстрировать эти стороны, не показывая, что дети его побеждают. Не надо волноваться, истерить. Должны быть и внешние атрибуты власти. Учителю нельзя выглядеть «расхлябанным». Нужно показать, что ты – другой», – советует Стрелков.

Психолог считает, что школьная администрация должна поддерживать учителей.

«Учитель должен знать, что на его стороне есть иерархическая структура. Педагогам надо вставать единым фронтом на защиту друг друга. И главное – не поддаваться на манипуляции, придерживаться единой линии поведения с детьми и родителями», – говорит эксперт.

Выжить в современной школе педагогу не так просто, ведь понятие «авторитет учителя» сегодня практически исчезло. Педагогов изначально поставили в позицию виноватых, оправдывающихся, потенциальных подсудимых. Как же в такой ситуации учить и управлять детьми? И кто согласится работать в современной школе в условиях «травли»?

Права есть. А обязанности?

Начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Пермского края Татьяна Шуваева:

«Обращения, связанные с несчастными случаями в школах, поступают на рассмотрение прокуратуры ежегодно. Проверяют, соблюдались ли требования законодательства при расследовании этих случаев, законны ли принятые решения. Предметом рассмотрения прокуратуры становятся несчастные случаи, произошедшие не только на уроках, но и во время любых организованных школой мероприятий (турпоездки, соревнования, походы, поездки на школьном транспорте до места назначения), после которых ребёнок утратил трудоспособность и не смог посещать школу хотя бы один день. Расследуют любые случаи – отравления, тепловые удары, обморожения, удары молнией, стихийные бедствия, укусы насекомых и животных, взрывы, ДТП, аварии и прочее. Обращения проверяет специальная комиссия. Инспектируют действия должностных лиц, квалифицируют случаи на связанные и не связанные с образовательной деятельностью. Если учитель окажется виновным, его ждёт дисциплинарная, административная или даже уголовная ответственность. Хочется обратить внимание: приходя в школу, ученики имеют право на охрану жизни и здоровья. Однако у них есть и обязанности: по закону об образовании РФ они должны уважать честь и достоинство других учеников и учителей, бережно относиться к имуществу. 

Вывод о вине педагога могут сделать только правоохранительные органы. До момента признания его виновным публичные высказывания могут считаться  клеветой. А это имеет далеко идущие последствия».

Можно потребовать опровержение

Адвокат Марина Казанцева:

«Если педагог столкнулся с необоснованными обвинениями, он может обратиться в суд. Если выиграет дело, расходы будут взысканы с виновного. Возможна экспертиза, которая изучит, какие фразы звучали в заявлении, обвиняющем педагога. Эксперт даст заключение – умаляют ли эти фразы честь и достоинство, деловую репутацию. Если да, то педагог вправе потребовать опровержения, извинений, финансовой компенсации морального вреда. В последнее время в Интернете часто публикуют видео, в которых обвиняют педагогов. А после проверок выясняется, что учитель был  невиновен. Он вправе потребовать опровержения в том источнике информации, где был ролик или статья о нём. Когда пострадал ребёнок, порой сложно определить, кто был за него ответственен в этот момент. Бывают спорные ситуации: например, в момент ДТП ребёнок уже не в школе, но ещё и не дома. Педагога могут привлечь к ответственности, если случай был на территории школы. Если урок труда проходил в поле или на площадке, которая расположена через дорогу от школы, то за ребёнка отвечает учебное заведение. Если ребёнок находится за пределами школы и не во время занятий, то за него отвечают родители. Если же школьник самовольно ушёл с уроков и что-то с ним случилось, тут может быть двойная ответственность – как родителей, так и учителей. Если что-то произошло в школе, не надо сразу обвинять педагога. В первую очередь стоит винить себя. Надо заранее объяснить ребёнку, как себя вести, чтобы ничего плохого не случилось. Выходя в общество из семьи, дети теряются и не всегда знают, как поступить».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах