Примерное время чтения: 7 минут
2749

«Занимаетесь рутиной? Вы – обречены». Какие профессии вымрут, а какие – нет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. АиФ-Прикамье 13/03/2019 Сюжет Выпускнику-2020
В фантастическом риске – профессии, которые можно автоматизировать.
В фантастическом риске – профессии, которые можно автоматизировать. / Ольга Семёнова / АиФ

В этом году планируется выпустить третью редакцию «Атласа новых профессий». Его первая редакция, увидевшая свет в 2014 году, наделала много шума. Мы узнали у руководителя проекта Дмитрия Судакова, какие профессии подобно динозаврам обречены на вымирание, почему в его атласе нет пермских вузов и к чему готовить наших детей.

Думайте о будущем

Александр Переверзев, «АиФ-Прикамье»: Дмитрий, авторов атласа немало критиковали. Например, за список профессий, которые, по вашему мнению, исчезнут.  

Дмитрий Судаков: Это оказалась самая болезненная тема с точки зрения восприятия атласа. Из-за раздела «Профессии-пенсионеры» на нас вылили столько ушатов дурно пахнущей субстанции! «Да как же завтра не будет юристов, бухгалтеров? Вы с ума сошли!». Зато теперь все знают, какие профессии умрут. И пытаются найти решение, что с этим делать. 

Наш атлас – это история про профориентацию. Хотим ли мы ориентировать людей, особенно молодёжь, на те профессии, которые устаревают? Нет, конечно. Так, уже сегодня на рынке труда сокращается количество бухгалтеров. Специалисты, которые делают типовые бухгалтерские проводки, это вчерашний день. В этой профессии будут востребованы только специалисты высочайшего уровня, занятые в сложных бизнесах и схемах. Человек, который сегодня собирается учиться на юриста, тоже должен быть готов в будущем к ультраконкуренции.

Досье
Дмитрий Судаков. Родился 7 мая 1977 г. в Обнинске. Окончил экономический факультет МГУ. Руководитель проекта «Атлас новых профессий». Консультант Московской школы управления «Сколково».
Или вот нам говорили: «Беспилотный транспорт в России?! Вы в своём уме?». Но тут я был спокоен. Это не я сказал, а представители бизнеса и эксперты: при подготовке атласа мы опросили около четырёх тысяч человек. И что мы видим сейчас? Уже разработали специальные знаки движения для беспилотного транспорта, готовятся законы для него. В Москве появились первые беспилотные автомобили. Это произойдёт и в Перми, и в Нарьян-Маре, и в других городах. Их появление – вопрос времени. Это объективная реальность, которая говорит о том, что профессия водителя уходит в категорию «пенсионеры». И возникает вопрос, что при таком раскладе будет делать человек, чем заниматься? Оказывается, он может программировать, защищать от взлома и ремонтировать беспилотные автомобили. Исходя из этих задач, мы пытались сконструировать, собрать образ будущей профессии.

Атлас – это подсвеченные образы будущего разных отраслей экономики и разных профессий. Если хотите, это призыв – давайте подумаем о нашем будущем!

– Бухгалтеры, юристы, водители… Кто ещё обречён?

– Да много кто...  Чем более однотипную работу вы делаете каждый день (неважно, крутите гайки или заполняете таблицы), тем больше шансов, что вас ликвидируют. Рутина – в фантастическом риске. Если же вы делаете что-то нестандартное, высокосложное, то у вас есть будущее.

Хотя ещё довольно долго не автоматизируют профессию дворника. Робота для этих целей использовать дорого, людей – дешевле: наняли трёх мигрантов  – и всё хорошо. Таким образом, востребованы будут те, кто занимается чем-то нестандартным или тем, за что  мало платят.  

Любите детей!

– Как бы вы посоветовали пользоваться атласом школьникам и родителям?

– Плохой способ его использовать  –  это вручить ребёнку и сказать: «Держи и выбирай себе профессию». Такой подход точно не сработает. В центре нашего внимания –  человек. Атлас ему говорит: строй планы, намечай горизонты и двигайся в эту сторону. В атласе указан возможный горизонт точек, в которые человек может устремляться. И подросткам я говорю: «Самая лучшая точка – та, которую ты нарисуешь себе сам с учётом разных обстоятельств. А атлас  – тебе в помощь. Например, есть классная профессия – дизайнер эмоций. Давайте покопаемся в атласе, что это за профессия. И начнём выстраивать маршрут к ней. Найдём, в каких вузах и на каких факультетах могут дать навыки и знания, которые понадобятся дизайнеру эмоций».

Здорово, если в этом примут участие родители, скажут школьнику: «Давай вместе заглянем в атлас и обсудим». К сожалению, сегодня очень мало конструктивного диалога о будущем между родителями и ребёнком. При этом все исследования в Европе и США говорят о том, что на 60% профессионального выбора ребёнка влияет семья.

В центре внимания –  человек. Атлас ему «говорит»: строй планы, намечай горизонты и двигайся в эту сторону.
В центре внимания – человек. Атлас ему говорит: строй планы, намечай горизонты и двигайся в эту сторону. Фото: Из личного архива/ Дмитрий Судаков

– Многие родители сегодня, кажется, озабочены тем, как чуть ли не с пелёнок вырастить талантливого, успешного ребёнка. Вы бы каким навыкам посоветовали учить детей в три-четыре года?

– Не надо детей трёх-четырёх лет обучать никаким навыкам. Нужно много играть с ребёнком. В этом возрасте для него важно чувствовать себя любимым – этого ему потом будет не хватать всю жизнь. Ему нужно научиться доверять людям, потому что без этого завтра никак. А ещё постарайтесь погрузить ребёнка в как можно большее количество разных сред: возьмите на свою работу, свозите за границу, покажите принципиально новое, чего ребёнок ещё не видел. Есть исследования: чем на большем количестве языков говорят вокруг ребёнка в возрасте до трёх лет, тем он затем лучше усваивает языки, вырастает более адаптивным и гибким. Нет возможности свозить детей за рубеж –  можно им показывать хорошие мультфильмы на иностранных языках. Тоже полезно.

Навыки, которые становятся критически важными.
Навыки, которые становятся критически важными. Фото: Из личного архива/ Дмитрий Судаков

А где Пермь?

– В атласе указаны вузы, где могут подготовить перспективных специалистов. Почему в списке нет ни одного пермского вуза?

– Это ничего не говорит о качестве образования в пермских вузах. Лишь свидетельствует о том, что на слуху или в первой вспышке внимания их нет. Плохо это для Перми? Наверное, да. Но, повторюсь, это не говорит о качестве образования в ваших вузах. В России 85 регионов, в каждом есть сильные вузы. Понятно, что невозможно все указать.  Мы лишь привели примеры вузов, которые могут стать первым шагом для получения навыков и знаний, востребованных в будущем. В первой редакции атласа, например, не так много МГУ. Хотя я его выпускник.

Кстати, в прошлом году мы создали атлас новых профессий для Калужской области. Он заточен под специфику этого региона, под планы его развития. И в нём представлены местные вузы, колледжи и лицеи. Таким образом, у Калужской области есть образ будущего, к которому они стремятся. На нас выходили из Пермского края по поводу создания атласа для вашего региона, но пока до конкретики дело не дошло.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах