Чужой бедой сыт не будешь
Автобусы компании «Авто-СИД» регулярно подвергаются нападениям. То прилетит булыжник в окно, то обстреляют неизвестные злоумышленники, то изобьют водителя автобуса на глазах у пассажиров. В ночь с 29 на 30 ноября в автобусном парке данной компании сгорело четыре микроавтобуса. Сумма ущерба составила 6,5 миллионов рублей.
- Первая машина выгорела буквально за пять минут, - вспоминает механик Александр Фёдоров. – Когда пожарные приехали, уже два «Форда» полыхали. Охранник выбежал с огнетушителем, но бесполезно – на расстоянии нескольких метров от автобусов уже невозможно было стоять.
В ту ночь от огня пострадало четыре новых микроавтобуса. Ещё пять машин успели вовремя отогнать работники предприятия – иначе сгорели бы и они.
- Мы в этом автопарке уже три года находимся, никогда такого не было. А как «Форды» появились, началось… - говорит Александр Фёдоров.
Его слова подтверждает и руководитель предприятия – автоперевозчик Александр Антонов.
- Я уверен, что это конкуренты. Прямых угроз мы не получали, но подобный беспредел на рынке автоперевозок происходит давно, - говорит Александр Антонов.
Основной версией произошедшего называют поджог. И это не первый случай нападения в сфере автоперевозок. По сводкам оперативных служб, за последние три месяца в пассажирские автобусы стреляли трижды. Первый случай произошёл в конце сентября – тогда двое хулиганов открыли огонь по автобусу №32, 21 октября обстрелу подверглись две машины 22Т, которые следуют примерно по тому же маршруту. Но самое яркое нападение произошло в далёком 2007 году – тогда неизвестный дважды стрелял в Евгения Фридмана.
Кому выгодно?
Бывший начальник департамента дорог и транспорта администрации Перми Игорь Сасунов утверждает, что частые нападения связаны с «разборками» на рынке автоперевозок. Крупные игроки (по сути – практически монополисты) не желают пускать на рынок новых участников, у которых есть перед ними преимущества. Стоит отметить, что нападения на автобусы Александра Антонова начались как раз после того, как перевозчиком были закуплены 20 новых машин марки Ford Transit. До этого общественного транспорта подобного уровня в Перми не было. Также предприниматель использовал новую систему управления.
Согласно мнению экспертов, поджог выгоден именно крупным игрокам, а не предпринимателям средней руки, выполняющих рейсы по тому же маршруту. Но представитель крупного бизнеса это мнение не поддерживает.
- Я не согласен, что это конкуренты. Такими методами уже давно никто не действует. Сейчас все конфликты автоперевозчики решают через суд, - ответил директор НП «Единый союз перевозчиков» Михаил Ухватов.
Михаил Евгеньевич также высказал предположение, что 21 октября по автобусам могли стрелять мальчишки с рогатками. Отчасти его версию подтверждает перевозчик Эльвира Муртазина, автобусы которой ходят по маршруту М-8 «Лёвшино-Олимпиец».
- Бывает, что дети из шалости могут разбить окно автобуса. Однако моя автотехника на этом участке дороги ни разу нападению со стороны ребят не подвергалась, - сказала перевозчица.
Выходит, дети с рогатками обстреливают исключительно маршрут 22Т?