В Перми может существенно измениться прибрежный вид города. Краевые власти задумали использовать земли, отданные под железную дорогу. Кто и для чего задумал изменения – в материале «АиФ-Прикамье».
Аргументы
В распоряжение редакции попал документ, в котором идёт речь о ликвидации части Горнозаводской линии железной дороги. Письмо президенту ОАО РЖД Олегу Белозёрову отправил и.о. губернатора Прикамья Максим Решетников.
Доводы приводятся следующие.
Линия «фактически не используется», так как основное сообщение проходит «по участку на правом берегу Камы». Ежесуточно проходят лишь два транзитных поезда – «Москва – Серов» и «Москва – Нижний Тагил» плюс два грузовых состава и 34 пригородных электрички. Подсчитано, что суточный пассажиропоток последних 2290 человек.
15-метровая насыпь, вклинившись в городскую черту, искажает историко-культурный ландшафт, отделяет от центральных улиц классический университет и набережную Камы.
Отсюда просьба: линию демонтировать, переведя всё движение на Главное направление и передать освободившуюся территорию в собственность края.
Мол, это, кроме всего прочего, позволит усовершенствовать маршрутную сеть общественного транспорта.
Каковы перспективы?
Что ж, заманчиво. Тем самым было бы воссоздано единое пространство и заметно улучшился внешний вид города, расширились зоны отдыха горожан, появились новые дорожные развязки, а, вероятно и «точечно вкраплённая» элитная жилая застройка. Вокзал Пермь-II и его инфраструктура могли бы существенно разрастись вширь. К примеру, высотку из стекла и бетона на привокзальной площади использовать как деловой и сервисно-торгово-досуговый комплекс, а для почтово-багажных служб выстроить терминал справа от вокзала. «Второе дыхание» обрело бы здание вокзала Пермь-I (особенно напрашивается уже апробированное музейное назначение).
Что теряем? Путейскую инфраструктуру с её рельсами, шпалами, столбами, проводами, техницизм которой отнюдь не радует глаз.
Однако разработка и реализация проекта – дело довольно долгое и затратное. Значит надо «выбивать» деньги из федерального и муниципального бюджетов, привлекать частных инвесторов. Не говоря уж о том, какой стимул найдёт для себя РЖД и, следовательно, какую позицию займёт его руководство.
Вдобавок надо досконально изучить и учесть интересы местных жителей, особенно Мотовилихинского и Орджоникидзевского районов.
Вредный проект?
Член комиссии по землепользованию и застройке Перми Денис Галицкий уверен, что эта идея региональных властей лишена смысла.
«Краевые власти опять пытаются порулить городом, так как заниматься своими полномочиями им явно неинтересно. С моей точки зрения, проект не только бессмысленный, но и вредный. Потому что даже малоиспользуемая дорога сохраняет этот коридор от застройки. И в будущем остаётся возможность пустить по этому сохранённому коридору скоростной транспорт вдоль Камы. Да, это не самая лучшая трасса, но зато она не требует зарывания под землю или поднятия на эстакаду. Этот проект не оригинальный. Ровно то же пытался сделать Олег Чиркунов, но был умнее и быстро свернул его», – напоминает Денис Галицкий.
По его словам, ликвидация дороги, если это всё-таки произойдёт, не повлияет ни на облик, ни на развитие города.
«Но люди, которые едут в горнозаводском направлении, станут отправляться не с Перми-2, а будут загружать центр города, добираясь до Мотовилихи», – добавляет Денис Галицкий.
Будет трудно реализовать
Почётный архитектор России Игорь Луговой считает, что ликвидация железнодорожных путей на этом участке – серьёзный градостроительный вопрос. При этом проект краевых властей сейчас будет трудно воплотить в жизнь.
«50 гектар – это ориентировочная площадь территории только охранной зоны железной дороги Горнозаводского направления в пределах центра города – от Перми-2 до ст.Славянова. Конечно, на таком большом участке не только поместятся рекреационная зона, игровые и спортивные площадки, велодорожки, обзорные видовые площадки, подземные автостоянки, но и, наконец, получится настоящая Городская набережная, Риверсайд, достойная миллионного города на Каме!
Но ликвидация путей и передача земли – это серьёзный градостроительный вопрос. Есть варианты не просто оставить либо убрать пути, а закрыть их в тоннель полностью или частично. Эти варианты уже лет 20 обсуждаются. Лично я в своём проекте 5, 6, 7 кварталов 2004 года предложил в качестве компромиссного реализуемого варианта частичное перекрытие ж/д путей и создание тоннеля с эксплуатируемой кровлей.
Считаю, что сейчас этот проект краевых властей реализовать невозможно. Лучше сделать тоннель, как промежуточный вариант. Но даже этот вариант трудно осуществим. Это связано, в первую очередь, со спецификой рассмотрения и согласования любых проектов в сфере действия РЖД. Но надо думать о стратегии и перспективах развития города не только на пять лет, но и на 10-15 лет», – поясняет Игорь Луговой.