Река в трубе
Этим летом рекорды просмотров в Сети побило короткое видео – молодой парень пустился вплавь по затопленному дождём перекрёстку Комсомольского пр-та и ул. Советской. И хотя глубина была всё-таки маловата для заплыва, ноги пешеходов и колёса машин утопали в воде. Общественный транспорт гордо плыл по улицам города. В прошлом году сильнейший ливень обрушил кирпичную стену фабрики «Гознак», затопило улицы во всех районах города, под воду ушёл стадион школы № 109. И такие истории повторяются постоянно.
«Когда я жил в Индустриальном районе, всегда видел одну картину: во время сильного дождя в районе ул. Леонова по дороге неслись потоки воды, – говорит Михаил Помыткин, пермский диггер. – Причём ливневая канализация там есть. В чём же тогда дело? А в том, что после ремонта дороги лотки для приёма воды поставили выше, чем нужно. Вода просто льётся мимо. Постоянные потопы в центре города меня тоже не удивляют. На ул. Ленина под эспланадой течёт р. Пермянка. Видел архивные фотографии, на которых видно, как её в прошлом веке заключали в трубу. Она, как видно, очень узкая – не более метра. Поэтому когда наступает сильный ливень, она просто не справляется с потоками воды. Так что в данном случае, наверное, стоит расширить трубу».
О том, что ливнёвку надо обновлять, в городе говорят давно. В 2011 г., после очередного потопа, власти города и края подняли вопрос о необходимости создания нового плана ливневой канализации города. Тогда же пояснили, что система дождевой канализации как таковая в городе отсутствует – есть отдельные участки, построенные в разное время по разным, не увязанным друг с другом проектам.
«В основном ливневую канализацию в центральном планировочном районе проектировали в середине прошлого века, – пояснил Матвей ЧУВАШОВ, главный инженер МКУ «Пермблагоустройство». – Нужно понимать, что новые сети ливневой канализации можно строить только при реконструкции дорог, так как речь идёт о прокладке подземных коммуникаций. И в последние годы в Перми капитальные ремонты и реконструкции дорог обязательно сопровождают перекладкой или строительством ливневой канализации».
Не мытьём, так строительством
По словам Матвея Чувашова, за последние три года новые ливнеприёмники появились на ул. Маршала Рыбалко, 1-й Сортировочной, Героев Хасана, Горького, Папанинцев, Лобвинской, Генкеля, Макаренко, новом участке ул. Советской Армии, пл. Восстания.
Помимо строительства новых сетей в Перми каждую весну чистят 10-13 км ливневой канализации. Промывку проводят методом высокого давления. То есть ливнёвку чистят струёй воды, подаваемой под сильным напором. Подобная техника может обработать до 200 м канализации в день при средней степени засорённости. Правда, засорённость не всегда бывает средней. Порой специалистов по очистке ждут сюрпризы. Например, в прошлом году в ливнёвке нашли корпус стиральной машины «Фея» и диван. Остаётся только догадываться, как они туда попали.
Все работы по очистке, пояснили в администрации города, организуют в соответствии с нормами и правилами. Например, трубы диаметром 400-1200 мм следует очищать один раз в два-три года, коллекторы диаметром более 1500 мм – раз в пять лет. Прочищенная ливневая канализация, по словам чиновников, справляется с потоками дождя в среднем от получаса до часа, что соответствует временным нормативам. А нормативы, в свою очередь, утверждают при проектировании с учётом климатической зоны и среднего количества выпадающих осадков. Если осадков больше, то нужно больше времени, чтобы вода ушла с улиц.
В асфальт закатали
По словам Михаила Якимова, директора Института транспортного планирования, ситуация складывается довольно странная. Город активно расширяет все ливневые канализации, приводит их в порядок, заменяет техническое оснащение системы ливневой канализации, меняет трубы на пластиковые. Однако, что бы у нас ни делали, получается хуже и хуже. Возникает вопрос, с чем это связано.
«Причина – в активной застройке города и его центральной части. Всё большие площади покрывают материалами, препятствующими естественному дренированию осадков. Это и гидроизоляция дорожной одежды, и асфальт. Как следствие, воде просто некуда уходить, – пояснил Михаил Якимов. – Наверное, проектировщикам при расчёте водосброса и водоотведения стоит учитывать мощности существующей ливневой канализации. Когда в эксплуатацию вводят один дом, это может быть незаметно. А когда постепенно за пять лет запускают много участков, то нагрузка на ливневую канализацию возрастает. Поэтому техническим специалистам, отвечающим за эффективность функционирования ливнёвки, неплохо было бы придумать систему выдачи технических условий подключения новых объектов недвижимости к системе ливневой канализации.
Правда, специалисты советуют помимо этого активнее налегать на очистку ливнёвки. После июньского потопа этого года Борис Юшков, председатель общественного совета при Министерстве транспорта и связи Пермского края, сказал, что Пермь будет тонуть и впредь, пока ливневую канализацию не будут надлежащим образом чистить».
Комментарии
Денис Галицкий, общественник, член городской комиссии по землепользованию и застройке:
«Ливневую канализацию нельзя отремонтировать, так как на большой части города её просто нет. Да и та, которая есть, находится не в полностью работоспособном состоянии.
С моей точки зрения, нужно в первую очередь прекратить ухудшать
ситуацию. Минимизировать изменение рельефа, засыпку логов и оврагов, создание террас и насыпей. Не убирать в трубы малые реки и ручьи, которые являются естественной ливнёвкой. В природе эти речки играют даже меньшую роль, чем в городе, так как благодаря им значительная часть осадков впитывается в почву.
Современная ливнёвка – это закопанная труба со сливными отверстиями по ходу улицы. Её пропускная способность имеет предел, определяемый диаметром трубы. Пропускную способность определяют по некоторому усреднённому максимуму интенсивности осадков, например, в расчёте на ливень, случающийся один раз в год или раз в 5 лет. То есть заранее известно, что периодически ливнёвка не справится с потоком воды.
Думаю, что проблему может решить строительство канав вдоль дорог. Они не обязательно должны выглядеть как в XIX в. Это вполне могут быть бетонные лотки, возможно, прямо под тротуаром, закрытые сверху решёткой. Вариантов канав может быть много. Канавы у нас есть, например, в начале ул. Карпинского (ост. «Левченко»). Но там их надлежащим образом не эксплуатируют. Похоже, что это просто остатки старой ливневой системы. Кроме организации стока надо бы повышать фильтрацию воды в почву. Эту функцию должны выполнять газоны. Однако наши строители почти всё засыпали строительным мусором, по которому на месте будущих газонов насыпают 5 см торфа. В результате даже на газонах вода не впитывается в грунт».
Игорь Щукин, ст. преподаватель кафедры теплогазоснабжения, вентиляции и водоснабжения, водоотведения ПНИПУ:
«Современные градостроительные нормативы предусматривают оборудование системой отведения поверхностного стока с проезжей части всех вновь строящихся городских автодорог. Однако на большей части дорог, построенных в советское время, ливневая канализация либо не была предусмотрена изначально, либо находится в неудовлетворительном состоянии. В настоящее время, по данным городской администрации, исправными сетями ливневой канализации оборудовано лишь 4,4% городских дорог. Этого явно недостаточно для нормального функционирования системы отведения ливневых и талых вод. Реконструкция существующих улиц с их обустройством системой ливневой канализации – очень непростая задача и с финансовой, и с технической точки зрения, особенно в центральных районах Перми. Это связано как с плотной застройкой, так и с огромным количеством подземных коммуникаций в центре города.
Кроме того, эффективность работы сетей напрямую зависит от условий их эксплуатации. Несмотря на периодические прочистки систем ливневой канализации, наблюдается их скорое повторное засорение мусором, опавшими листьями, грунтом. Причины – недостаточный уровень благоустройства и отсутствие мероприятий, предотвращающих попадание на проезжую часть почвогрунта с прилегающих территорий без твёрдого покрытия.
Во многих странах для управления городскими сточными водами широкое распространение получают подходы, основанные на применении зелёных технологий. К таким технологиям можно отнести «зелёные крыши», фильтрационные каналы и склоны, фитофильтры. Часто для отведения стока применяются открытые лотки и небольшие каналы, покрытые растительностью. Сейчас на нашей кафедре ведётся разработка сооружений фитофильтрации ливневых и талых вод для условий Западного Урала. Технология запатентована и в настоящее время проходит испытания на пилотной установке».
Сергей Шамарин, почётный архитектор России, профессор Международной академии архитектуры:
«Это проблема общей культуры, её можно решить только комплексно.
Особенность Перми – это малый процент урбанизированных покрытий. Я сейчас говорю не об асфальте. Это означает, что у нас, в отличие от Европы, очень много открытой земли, содержанием которой никто не занимается. Если у нас делают новый сад или сквер, то уже через год мы ощущаем его заброшенность. При этом зелёные территории у нас охраняет закон, и стоит только притронуться – оштрафуют. Очень сложно доказать, что нужны действия, чтобы защитить зелёные насаждения и обеспечить чистоту в городе.
В центре Перми исторически сложилась очень удобная система улиц. Так как застройка была усадебной, кварталы там небольшие. Если нужно отводить воду, то понятно, что где-то пройдёт главный коллектор, а рядом – его ответвления. А по факту ливневая канализация у нас сделана фрагментарно, сеть не обслуживают как должно, поэтому вода и грязь добираются до главного коллектора самостийно. Да, в Генеральном плане есть минимально необходимая система ливнёвки, но, как вы понимаете, это дорогое удовольствие. Даже если её и построить, это окажется совершенно бесполезным, если не принимать дополнительных мер. Строим сквер и сад? Должны продумать, как за ними ухаживать, чтобы обеспечить чистоту и отвод воды. Даём разрешение на строительство? Необходимо выдвинуть застройщику жёсткие правила содержания территории в чистоте».