667

Самоизоляция. Как на нас давит дистанционная работа?

Сюжет Коронавирус. Пермский край

В мире официально признали пандемию коронавируса. Жизнь россиян в корне изменилась за считаные недели, Пермь не стала исключением. Многие организации перевели своих сотрудников на дистанционную работу. Теперь вместо офиса – квартира, вместо общений с коллегами –переписка в мессенджерах.

Как на нас давит удалённая работа из дома и с чем мы сталкиваемся? На эту тему корреспондент «АиФ-Прикамье» пообщался с  кандидатом психологических наук, доцентом кафедры теоретической и прикладной психологии ПГГПУ Надеждой Кириловой.

Система сломалась

Не секрет, что любые изменения для человека воспринимаются как стресс. Переход на дистанционную работу – яркий пример. Изменение и приспосабливание к новому образу жизни можно разделить на несколько этапов.

«Есть система, утром человек уходит на работу, вечером возвращается домой. Сейчас этот режим нарушается, человек выходит из равновесного состояния и у него начинается кризис. Я думаю, что здесь справедливы все те положения, о которых мы говорим в связи с кризисом. Первый этап - это потеря равновесия. Человек выпадает из ситуации, испытывает дискомфорт, агрессию, начинает искать виноватых, бунтует. Второй этап - принятие ситуации, когда человек понимает, что по-прежнему уже не будет, поэтому надо как-то приспосабливаться к новому режиму.  Третий этап - наработка способов действий в новой ситуации», – поясняет психолог.

Сложнее приходится сотрудникам старшего возраста. Им необходимо приспособиться к современным технологиям, научиться работать в мессенджерах, online-комнатах для вебинаров. Сразу это вызывает панику и отторжение.

Есть система, утром человек уходит на работу, вечером возвращается домой. Сейчас этот режим нарушается, человек выходит из равновесного состояния и у него начинается кризис.

Со временем эмоции ослабевают, им на смену приходит рациональное мышление. Человек начинает разбираться в сложившейся ситуации. С точки зрения психологии, люди, работающие дистанционно – делятся на два типа: одни воспринимают это на «ура», потому что появляется больше свободного времени на себя, они занимаются любимыми делами, проводят время с семьёй. Другие страдают от того, что не могут сосредоточиться в стенах квартиры, постоянно отвлекаются, как следствие – падает эффективность.

Правило зелёной шапки

Все живут в разных условиях. Хорошо, если в квартире можно удалиться в другую комнату и там работать. Кроме этого важно, чтобы у членов семьи было понимание личных границ. Как правило в каждой семье есть обычные правила: утром все завтракают, разбегаются по делам, вечером встречаются, обсуждают бытовые вопросы и ложатся спать. Но как быть, если теперь вы находитесь рядом со своими домочадцами 24/7?

Самый действенный способ обговорить правила, разделить рабочее время и нерабочее, а также установить личные границы.

«Одна моя коллега, у которой муж и двое детей, поделилась своим опытом. Её работа заключается в написании текстов, и большую часть времени она проводит дома. Она придумала следующее: когда начинаешь работать, чтобы никто не дёргал и не отвлекал, надо надеть зелёную шапку-невидимку (так пояснили детям). Пока она на голове, никто не может трогать человека. Однажды её муж и дочь поссорились на кухне. Девочка прибежала в комнату вся в слезах, остановилась, посмотрела пару секунд, после чего побежала обратно с криком: «мамы дома нет, она в шапке-невидимке!». И это очень показательный пример», – поясняет психолог.

Договориться о правилах не так сложно. Конечно в каждой семье есть свои негласные порядки. Например, никто не садиться ужинать, пока все не придут домой, или если дверь в комнату закрыта, зайти можно только постучав. Но лучше, если родные будут знать и уважать ваше личное пространство и время.

Самый действенный способ обговорить правила, разделить рабочее время и нерабочее, а также установить личные границы.

Сюда же надо отнести самодисциплину, которая станет незаменимой в период дистанционной работы. Обычно в офисе у нас есть расписание, есть задачи, которые мы по порядку выполняем. Но дома придётся структурировать рабочее время самостоятельно.

Не бросайте коллег

Люди разного темперамента переносят работу в одиночестве дома по-разному. К примеру интроверты (не склонны к общению, замкнуты) не сильно страдают без коллектива, экстравертам (открыты к общению) приходятся тяжелее.

«Конечно есть люди одинокие, они живут работой. Для них прийти выполнить свои обязанности, пообщаться с коллегами - очень большая значимая часть их жизни. Надо быть к ним внимательнее, поддерживать их. Сейчас есть всевозможные коммуникации, можно создать видеочаты в Viber, WhatsApp, Skype. Несомненно, это компенсирует невозможность личной встречи», – отметила собеседница.

А как быть с паникой?

Постоянно находясь дома, люди читают новости, смотрят телевизор. Всю информацию о происходящем они воспринимают через призму своего мнения и накопленного опыта (сюда же входит опыт наших предков). Многие начинают не просто тревожиться, а поднимают настоящую панику, бегут скупать продукты. Почему же это происходит?

Всё зависит от возраста. Страшнее людям, которые пережили ситуации с пустыми полками (получали талоны на продукты), привыкли закупать мешками сахар, затаривать мясо килограммами. Несомненно, здесь срабатывают родовые сценарии, семейные, с этим бороться сложно, запускаются бессознательные механизмы.

Молодёжь легче переносит панику, потому что у них не было таких примеров. Им легче включить рациональное мышление и понять, что объективных причин для паники нет.

«Молодёжь легче переносит панику, потому что у них не было таких примеров. Им легче включить рациональное мышление и понять, что объективных причин для паники нет.  Но бывает, что тревога и паника работают на генетической памяти, от бабушек и дедушек, которые голодали и рассказывали это. Тогда включается режим «надо выжить», надо эти последние две пачки макарон купить. А что делать? Если все бегут, ты тоже бежишь», – поясняет психолог.

Основное правило, которое рекомендуют специалисты, чётко фильтровать новостной поток и отбирать только достоверную информацию. Не верить всему, что говорят вокруг. Но как справиться, если вокруг все говорят об одном и том же?

«Тревога - это когда мы у себя в голове гоняем по кругу негативные мысли, и надо себя просто чем-то занять. Чем можно занять свой ум? Появилось время - читайте хорошую литературу, попробуйте чего-то новое: онлайн курсы, например, или прокачайте новый профессиональный навык. Кроме этого лучше потратить это время на сплочение семьи. Замечательно помогают настольные игры, постарайтесь узнать друг друга, побыть друг с другом, сблизиться, да, нас выбило сейчас из зоны комфорта и нам нужно по-новому налаживать свою жизнь. Если это продлится долго, хотя бы 90 дней, у нас опять выработается новая привычка и мы начнём чувствовать себя комфортно. Постепенно привыкнем, поймём все плюсы этого процесса и это станет нашей зоной комфорта. Естественно, когда нужно будет возвращаться в офис, нам опять нужно будет эту зону комфорта покинуть и это снова будет непросто», – резюмировала специалист.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

                     
        Самое интересное в регионах