aif.ru counter
4254

«Без истерик». Как подготовить ребёнка к экстренным ситуациям?

Все материалы сюжета Вооруженное нападение на пермскую школу, есть пострадавшие

Пока правоохранители расследуют уголовные дела о резне в Перми, эксперты рассказали, что делать, чтобы дети правильно себя вели в критических ситуациях.

Действия детей в критических ситуациях нужно довести до автоматизма.
Действия детей в критических ситуациях нужно довести до автоматизма. © / АиФ

В Перми идёт расследование ЧП в школе № 127. В день трагедии многие родители посчитали нужным поговорить с детьми о произошедшем. Можно ли подготовить ребёнка заранее и научить правильному поведению в экстренных ситуациях?

Советы экспертов - в материале «АиФ-Прикамье».

Сохранять самообладание

На примере с ЧП в пермской школе алгоритм действий детей в чрезвычайных ситуациях мы обсудили с автором проекта и преподавателем Академии детской безопасности «Умка» Светланой Неволиной.

«Достоверной картины происшествия мы пока не знаем, но можно сложить примерную цепь событий. Главное, что хочу сказать: четвероклассники молодцы, что сразу, как только появилась возможность, выбежали из класса», – рассказывает Светлана.

По её словам, основной алгоритм действий в критических ситуациях один.

«Нам нужно объяснить детям, что при любом ЧП главное – обойтись без истерик, сохранять самообладание и находиться как можно дальше от преступников. Нельзя плакать и кричать, впадать в панику, оказывать сопротивление, если понимаешь, что нападавший однозначно сильнее, да ещё и вооружён. Любое такое действия может разозлить преступника, спровоцировать новый виток агрессии и усложнить ситуацию», – считает эксперт.

Нельзя плакать и кричать, впадать в панику, оказывать сопротивление, если понимаешь, что нападавший однозначно сильнее, да ещё и вооружён.

Также Светлана замечает, что нужно внимательно следить за происходящим.

«Если есть шанс покинуть место происшествия, то надо это сделать. Но следует объективно оценить возможности: не разумно, например, для этого выпрыгивать из окна пятого этажа. Но в пермской школе дети поступили правильно: они убежали из класса в тот момент, когда в класс вошёл мужчина и отвлёк внимание злоумышленников», – утверждает Светлана Неволина.

Неформальный подход

Эксперт считает, что работа по безопасности детей в школах часто ведут формально, и это надо изменить.

«Однажды я пришла в класс, и спросила у детей, как себя вести, если вас захватили террористы. Они пожали плечами, хотя недалеко от кабинета давно висит плакат на эту тему. Тогда я им рассказала о самых известных и крупных актах террора в России, показала некоторые видео с мест событий. Мы обсудили суть террора и алгоритм действий в таких ситуациях. По окончании занятия весь класс ринулся изучать плакат, о котором я говорила в самом начале. Нам недостаточно развесить плакаты: надо донести до детей серьёзность того, что на них изображено», – говорит тренер по безопасности.

Нам недостаточно развесить плакаты: надо донести до детей серьёзность того, что на них изображено.

Не иллюзии, а реальность

О том, что уже сейчас можно сделать для безопасности детей, рассказала автор проекта и книги «Школа осознанного родительства» Ольга Якимова. После трагедии в пермской школе эксперт поделилась своим представлением о том, какие способы воздействия на детей дадут результат. Она рассказала, как выстроить систему профилактики преступлений с участием детей, и научить их безопасности.

«Нет гарантий, что именно вашего ребёнка никогда не коснётся беда, и его нужно подготовить к тому, что в реальной жизни могут возникнуть и конфликты, и ЧП. Для уроков по безопасности нужно составить список самых распространённых сложных ситуаций, и разбирать подробно именно их: травля, кражи, нападения, похищения и прочее. Причем отрабатывать нужно практические навыки, также, как когда-то в школах нас самих тренировали на случай пожара или выброса вредных веществ в воздух. Тренировать надо так, чтобы довести навыки до автоматизма и исключить панику. Не пригодится? Ну и слава богу!», – говорит Ольга Якимова.

Отрабатывать нужно практические навыки, также, как когда-то в школах нас самих тренировали на случай пожара или выброса вредных веществ в воздух.

По словам эксперта, в представлении многих современных подростков размыта грань между шуткой и правонарушением.

«Нужно ввести курс изучения законов. Чтобы дети с малых лет знали, что «взять телефон посмотреть» и не вернуть – это кража, что «пошутить» звонком в школу о бомбе – это хулиганство, что «просто помочь другу и передать пакет с наркотиками» – это распространение запрещённых веществ. Дети должны понимать, какое наказание их ждёт за такие «невинности» по УК РФ, и то, что незнание законов не освобождает от ответственности», – считает эксперт.

Не ждать, что кто-то сделает за нас

Кроме того, оба эксперта говорят об актуальности тех моментов, о которых общественность вспоминает при каждой чрезвычайной ситуации, в центре которой оказывается ребёнок. Вопрос безопасности детей нельзя полностью перекладывать на школу. Родителям нужно интересоваться тем, что происходит в жизни ребёнка в классе, в школе, при общении с друзьями. Постоянно общаться не только с педагогами, но и с родителями одноклассников ребёнка. Так будут «выплывать» сложные ситуации, и всегда можно будет избежать острого конфликта. Обязательно выстраивать доверительные отношения с ребёнком. При этом периодически заглядывать на его странички в соцсетях: так можно узнать, что тревожит ребёнка, каково его эмоциональное состояние и не завязал ли он опасных знакомств.

Ценность советов наших экспертов заключается в том, что их можно взять на вооружение прямо сейчас, не дожидаясь, когда меры безопасности будут внедрять на государственном уровне. В партнёры можно привлечь других родителей, классного руководителя и педагогов, которые осознают важность вопроса. Если же не удалось найти единомышленников, то статьи и инструкции, как вести себя в экстренных ситуациях, можно найти в Интернете. И вместе с ребёнком разбирать их дома. 



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Lenazaichonok89
    |
    16:13
    18.01.2018
    0
    +
    -
    Беслана то мало было для примера? Где ваша "Умка" была раньше? Почему нужно было это допустить что бы теперь говорить -"видите как бывает". У "Эксперта" есть хоть малейшее понимание детской психологии? И что за вырезки из статьи по антитеррору -"не паниковать..." Уважаемые "Эксперты", есть люди-профессионалы со стажем, которые работают в этой сфере уже много лет, а не делают вид. И выдавать чужие цитаты за свои не надо, хотя бы потому, что в данной ситуации к терроризму нет никакого отношения - это акт насилия. У террористов всегда есть требования, в данной ситуации подростки шли целенаправленно - Резать! Как ребенок не будет паниковать, когда кто-то с ножом вломился и начал его резать? Вы имеете представление вообще какая это боль от пореза? Включайте мозг хоть иногда и не вводите людей в заблуждение!
Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета

Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Почему сложно дать тепло летом, если стоит холодная погода?
  2. В какие страны можно улететь из Перми?
  3. Что за точки на яблоках?
  4. Кто выйдет на пенсию досрочно?
  5. Смогла ли пенсионерка вернуть деньги?
  6. Может ли работодатель навязать банк?
Объединять ли школы в Перми?