Прошло 15 лет со дня крушения «Боинга» в Перми. Авиакатастрофа, случившаяся в сентябре, стала одной из самых страшных в России. Вокруг причины крушения до сих пор ходят слухи – даже после того, как было оглашены официальные результаты экспертизы. Сайт perm.aif.ru вспоминает об авиакатастрофе в Перми.
Собирали по частичкам
В ночь на 14 сентября 2008 года сотни пермяков проснулись от жуткого грохота и вспышки. Тогда многие думали, что случился взрыв. А произошла авиакатастрофа. Пассажирский «Боинг 737» рухнул на железнодорожное полотно в Свердловском районе Перми, чудом не задев жилые дома. Чуть вправо или влево – люди бы уже не проснулись в своих постелях. Но цена внезапной посадки была слишком высока – 88 жизней. В авиакатастрофе не выжил никто. Среди погибших – семеро детей.
Тела и части тел рассыпало по ставшей последней посадочной полосой пермской почве. Спасатели и криминалисты собирали людей по кусочкам, по частичкам. Они работали несколько суток. Телеканалы показывали жуткие кадры: вот детский ботиночек, вот кусок ткани чей-то одежды.
После многие говорили о журналистской этике – уместно ли было показывать детали, которые могут узнать родные погибших. Спасатели – даже со стажем – до сих пор с ужасом вспоминают то время. 14 сентября 2008 года Пермь накрыл траур. А ещё – споры о том, кто виноват в крушении «Боинга» и смертях 88 людей.
Версии – народные и официальная
«Да его точно сбили, мои друзья как раз гуляли и видели, сбили его», – говорили пермяки на следующий день после трагедии. А некоторые говорят об этом до сих пор. Это одна из версий, которые обсуждали люди. В 2008 году в народе всплывали истории про родственников, которые работают «там», и якобы рассказали им о принятом решении сбить потерявший по непонятной причине управление «Боинг» – чтобы спасти жителей домов. По ещё одной версии, которая муссировалась общественностью, самолёт сбили, так как его якобы захватили террористы, которые хотели направить борт в одно из пермских промышленных предприятий.
После крушения самолёта возбудили уголовное дело. Расследованием причин самой авиакатастрофы занимался Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Ведомство исключила версию с захватом самолёта и факт того, что его сбили.
Официальная версия – вина пилота. МАК сообщил, что изучив все данные пришёл к выводу, что произошла «потеря пространственной ориентировки при полёте ночью, в облаках, с отключенными автопилотом и автоматом тяги». Комиссия МАК заключила, что причиной стали профессиональные качества пилота. В заключении говорилось: «Фактором, способствовавшим потере пространственной ориентировки и неспособности к её восстановлению, стал недостаточный уровень профессиональной подготовки экипажа в части техники пилотирования воздушного судна, управления ресурсами (CRM) и приобретения навыков по выводу из сложных пространственных положений самолёта с прямой индикацией авиагоризонтов, установленных на зарубежных и современных отечественных суднах. Данная индикация отличается от индикации, применяемой на типах самолётов, освоенных членами экипажа ранее (Ту-134, Ан-2)».
МАК раскрыл ещё один момент: в крови пилота нашли следы этилового спирта. Жена погибшего лётчика отрицала вину супруга и несколько раз пыталась добиться его реабилитации, в том числе прося возобновить расследование уголовного дела, закрытого по причине гибели главного подозреваемого, то есть её мужа. Но дело закрывали раз за разом.
Глазами пилотов
Многие родные погибших при крушении «Боинга 737» так и не поверили в официальную причину авиакатастрофы. Некоторые верят, что самолёт был сбит. Некоторые – винят в случившемся целый ряд причин. Среди них – возраст самолёта, который должны были вот-вот списать (он отслужил 16 лет в Китае, а после начал эксплуатироваться уже в России).
В 2022 году автор канала 3D Gamer, который занимается реконструкцией различных авиакатастроф, показал крушение «Боинга» в Перми. Он воссоздал ЧП, показав случившееся глазами экипажа. Автор говорил, что повторил всё случившееся в точности, изменив лишь время суток: в реальности всё происходило в темноте, но для зрителей блогер изменил картинку, чтобы они понимали траекторию полёта и видели местность.
На кадрах не только видно что было перед глазами пилота, но и слышно его переговоры с диспетчерским центром, который даёт команды. Слышен мат – возможно пилота. «Курс дайте», – слышим мы экипаж. Голос также уточняет, какая должна быть скорость. Диспетчер говорит ему, что делать. «Рассчитывайте повторный заход…», – говорит он. И после: «821, у вас всё нормально в экипаже?». Пилот ответил: «Подтверждаю». Диспетчер: «Вас понял, тогда строго выполняйте команды. Правый разворот на 360, снижайте 600». Потом вновь слышен мат, уже кого-то из членов экипажа. И фраза: «Наоборот, в другую сторону!» Снова мат, а после отчаянное: «Чего делаем?». В эти секунды самолёт падает, падает, кабина пилота стремительно приближается к земле… И – темнота…
«Волосы встали дыбом»
Вот уже 15 лет люди, потерявшие близких в авиакатастрофе в Перми скорбят и не могут смириться со случившимся. «Годы идут, а боль всё не проходит», – говорят они, из года в год приходя на памятные мероприятия около мемориала. «Время не лечит. Нисколько», – заключают родные погибших при крушении «Боинга».
Авиакатастрофа стала трагедией для всех пермяков. «Кажется, только вчера было…» – говорят они. Жители домов, около которых случилось крушение, до сих пор благодарят судьбу за то, что живы. «Спасибо пилотам, что не направили самолёт в жилой район...» – говорят и пишут в соцсетях 15 лет подряд пермяки. В роковой день 14 сентября 2008 года пять пассажиров опоздали на рейс. «Когда я узнала, что мой рейс 15 лет назад разбился, то на себе почувствовала, что значит «волосы встали дыбом», – вспоминает одна из пассажирок Дарья.
Удачная экстренная посадка, произошедшая на днях в Новосибирской области, многих отослала к пермской трагедии, так и оставшейся одной из самых страшных в истории страны.