В октябре посещавшие Гляденовскую гору под Пермью паломники обнаружили пепелище на месте часовни святого Трифона Вятского — миссионера и чудотворца, который жил в этих местах в XVI веке. В Пермской епархии Русской православной церкви заявили, что на месте происшествия найдены следы вандализма — а если точнее, то языческого или даже сатанинского* ритуала. Подробнее о происшествии и имеющихся версиях — в материале сайта perm.aif.ru.
Перья и кровь
О пожаре стало известно 10 октября из сообщения телеграм-канала «Пермь Активная». Очевидцы сделали фото с места ЧП: пожар полностью уничтожил часовню. Кроме того, в посте упоминались и признаки вандализма: металлический крест, установленный возле часовни, был найден в реке, а в окрестностях были обнаружены признаки некоего языческого ритуала.
Вскоре случившееся прокомментировали в Русской православной церкви. Руководитель издательского отдела Пермской епархии Ольга Троицкая рассказала порталу 59.RU о признаках поджога. По её словам, кто-то выбросил в воду деревянный крест и сорвал икону, также на месте были следы жертвоприношения: следы крови и перья птиц.
Лужу жидкости, похожей на кровь, возле сгоревшей часовни нашёл прибывший на место корреспондент портала v-kurse.ru. Такие же следы он обнаружил и на столе рядом с пепелищем. Он описал также «что-то вроде перьев», замеченное в луже.

Официально в ГУ МЧС по Пермскому краю назвали предварительной причиной возгорания неосторожное обращение с огнём, но упомянули также, что рассматривают и другие версии случившегося. Сложность заключается в том, что сообщение о пожаре в ведомство поступило 9 октября, когда часовня уже сгорела (по словам Ольги Троицкой, пепелище увидели прибывшие на священное место паломники). Точно установить время ЧП не представляется возможным.
400 лет истории
В нижнемуллинском храме Святой Троицы, к которому относится часовня, датой происшествия называют 8 октября.
«Братья и сёстры! — обратились к прихожанам в соцсетях храма. — 8 октября на святом источнике сгорела дотла часовня преподобного Трифона, Пермского и Вятского Чудотворца, нашего любимого святого... Видны следы вандализма...»
В храме напомнили, что хотя современную часовню и возвели в XXI веке, её история уходит в прошлое на 400 лет: в 1572 году Трифон Вятский, согласно легенде, живший в этих местах отшельником в пещере, покинул их, а уже из переписи вотчин Строгановых 1623-1624 годов следует, что у источника под Гляденовской горой была часовня.
«Бог поругаем не бывает!» — процитировали в храме апостола Павла.

Уже на следующий день после появления новостей о пожаре, 11 октября, прихожане храма Святой Троицы и неравнодушные жители Пермского округа, Перми и даже Александровска собрались у сгоревшей часовни, чтобы расчистить территорию, вернуть на место крест и отслужить молебен Трифону Вятскому.
Кроме того, место заново освятили. Как ранее рассказала v-kurse.ru Ольга Троицкая, Пермская епархия намерена заново отстроить часовню — нужно лишь дождаться результатов официального расследования.
Птиц в жертву не приносили
Выяснением обстоятельств дела занимаются в полиции, однако официальных данных о результатах пока нет.
Тем временем версию с поджогом прокомментировал пермский писатель Алексей Рачунь, автор романа «Гляден», в 2025 году вошедшего в лонг-лист национальной литературной премии «Большая книга». По его словам, за четыре года работы над книгой он бывал на Гляденовской горе десятки раз.
«Шепчутся, что пожар в часовне неслучаен, что это едва ли не языческий ритуал... — написал на своей странице в соцсети Алексей Рачунь. — Наверное, эти домыслы выползли из языческого прошлого Глядена, бывшего когда-то святилищем для местных народов. Но где те народы? И во что они верили?»
Гляденовское костище — жертвенное место, на котором археологи нашли множество останков животных (в основном медведей и лосей). Учёные полагают, что оно было священным для предков местных народов, которые много веков спустя обращал в христианство Трифон Вятский.

Алексей Рачунь, говоря о признаках вандализма на месте сгоревшей часовни, упомянул не только о пропавших крестах («Их там было два, а не один, как пишут, — объяснил он. — Деревянный у основания лестницы и железный у самой пещеры»), но и следах жертвоприношения: крови и перьях.
«Птиц на Глядене в жертву не приносили, — подчеркнул писатель. — Возможно, это связано с тем, что у древних птица считалась связующим звеном между миром живых и мёртвых — птицы относили души умерших на небо. Принести в жертву птицу означало заточить свою душу на земле и навлечь гнев небес. А может быть, была и другая причина. Но факт остаётся фактом: среди копившихся веками жертвенных костей Глядена нет птичьих».
Это очевидное несоответствие «ритуала» реальным практикам, исторически связанным с этим местом, указывает, по мнению писателя, на то, что за поджогом стоят дилетанты.
«А значит что? — задаётся вопросом Рачунь. — А значит, что акт сожжения часовни и жертвоприношение никоим образом не "вернули" это место тем, кто так ратует за возрождение древних практик, за язычество и прочую несусветную чушь. Ну и чего добились вандалы? Только того, что часовню отстроят, а бдительность усилят. А их — найдут и посадят!»
Редакция perm.aif.ru обратилась в ГУ МВД по Пермскому краю с вопросом о ходе и промежуточных результатах расследования.
*Международное движение сатанизма признано в России экстремистским, а также включено в перечень террористов и экстремистов