Каких учителей не хватает, какие муниципалитеты особенно остро ощущают кадровый голод и почему так происходит?
В города и веси
К 2017-2018 учебному году в школах Коми свыше 350 вакансий. Больше всего не хватает филологов, математиков, учителей начальных классов и английского языка.
По данным Регионального центра лингвистических исследований (РЦЛИ), мы занимаем пятое место в стране по нехватке учителей английского языка. Большинство ставок предполагает 18-часовую нагрузку.
Лучше всего обстоят дела в Койгородском и Корткеросском районах, где открыто по одной вакансии: в первом случае – английского, во втором – русского и литературы. Но это, скорее, исключение. На третьем месте по нехватке людей в школах – Печора. Там не хватает 39 учителей. На втором месте – Сыктывкар, которому требуется 76 преподавателей. И самый большой кадровый голод в Ухте: там открыто 83 вакансии. Только учителей начальных классов требуется 15, физкультуры – 11, а математики – 10.
Мы есть. И мы здесь
Руководитель одной из частных школ столицы по подготовке к ЕГЭ Мария Титова считает, что молодые специалисты не стремятся в школу, потому что престиж профессии уже не тот.
«Многие ребята приходят учиться в педагогические вузы, потому что больше никуда не поступили. А те, что пришли по призванию, нередко уходят в репетиторство из-за более высоких зарплат и творческой свободы в формах преподавания».
С ней не соглашается молодая сыктывкарская учительница Наталья Кивинова:
«Проблемы есть. Это переход от зарекомендовавших себя программ к современным, непонятно на что направленным. Это отношение государства к школьному образованию как к услуге, а не институту, воспитывающему человека. Это бюрократия и бесконечные проверочные, присылаемые сверху. Несмотря на это, в школу всё равно приходят молодые специалисты».
По её наблюдениям, проблема с нехваткой кадров возникает из-за того, что выпускников меньше, чем открытых вакансий. Всему виной демографическая яма конца 80-х-начала 90-х годов.
«Государство поддерживает тех, кто едет работать в село. Первые три года молодые учителя получают надбавку. За это время они могут получить I категорию и другую надбавку. Талантливые учителя умудряются втискивать в программу максимальное количество знаний. Многие остаются и работают с удовольствием. Я, например, с нетерпением жду 1 сентября».