Ижма – древнее село, затерянное в дремучих лесах Республики Коми. Осенью 2010 года его название узнала вся страна. Историю, которая чуть не обернулась авиакатастрофой, люди сочли не иначе как чудом.
Аварийная посадка
7 сентября 2010 года самолёт ТУ-154 Мирнинского авиапредприятия АК «Алроса» выполнял рейс из Якутии в Москву. Через три с половиной часа после взлёта, на высоте 10 км, на борту авиалайнера полностью пропало электричество. Стало ясно, что до пункта назначения самолёту не дотянуть, необходима срочная посадка.
Внизу под облаками мелькали лишь бескрайние леса. Кто-то из членов экипажа вспомнил, что в советские времена здесь располагался аэропорт. В каком состоянии спустя десятилетия находилась взлётная полоса – лётчики не знали. И тут штурман Сергей Талалаев разглядел меж облаков бетонку аэродрома. Командир воздушного судна Евгений Новосёлов и второй пилот Андрей Ламанов пытались посадить «тушку», но никак не удавалось выпустить закрылки. Борт долго кружил над аэродромом и смог приземлиться только с третьей попытки. За считанные секунды он проехал 164-метровую взлётную полосу, а затем выкатился в лес. Никто из 72 пассажиров и 9 членов экипажа не пострадал. Единственной жертвой той аварийной посадки стал заяц, который при посадке угодил под колёса лайнера.
Герой нашего времени
Шок, слёзы радости, звонки родным – сообщить, что всё в порядке. Пассажиры ТУ-154 благодарили членов экипажа за профессионализм высшего пилотажа, радовались счастливому спасению. И только спустя время эти люди узнали, что финал нештатной ситуации мог сложиться по-другому, если бы не Сергей Сотников. Именно он – начальник посадочной площадки «Ижма» – на протяжении 8 лет на собственном энтузиазме добросовестно ухаживал за заброшенной взлётной полосой.
«В этом аэропорту я работаю уже 39 лет. Раньше мы принимали большие самолёты, но в 2003 году аэродром закрыли. Сейчас на небольшой площадке принимаем вертолёты санавиации и трижды в неделю транспортные МИ-8», – рассказывает Сергей Сотников.
После чудесного приземления руководители республики дважды обещали восстановить аэродром. Но всё упирается в деньги: только на асфальтирование взлётной полосы требуется почти 40 млн рублей, плюс траты на оборудование световыми сигналами и увеличение штата сотрудников. А потому воз и ныне там.
В 2015 году Сергей и его жена Мария (она продаёт билеты в аэропорту) написали заявление об уходе: из-за долгов в здании отключили электричество, отопительные конвекторы остыли. В аэропорту установилась минусовая температура, от холода не спасали ни шуба, ни унты. Однако ситуацию с долгами решили. И теперь на посту снова супруги Сотниковы.
«Никто меня не заставляет поддерживать полосу: объект закрыт, финансирования нет. Просто будет обидно, если её захламят или превратят в склад для дров, – говорит Сергей. – В душе продолжаю верить, что полоса ещё послужит авиации».
Вот и сейчас Сотников каждый день в любую погоду выходит на осмотр недействующей взлётки: обрубает ивняк, прорастающий в швах плит, убирает крупный мусор, летом подкрашивает ориентиры. Гоняет грибников – не разрешает ставить машины на бетонке.
Как отблагодарили?
За преданность профессии в феврале 2012 года Сергея Сотникова наградили медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Региональное авиапредприятие выписало ему премию в 26 тысяч рублей. Российские блогеры, впечатлённые поступком начальника аэропорта, подарили ему снегоход.
Кстати
В 2013 году, когда еженедельник «Аргументы и факты» отмечал 35-летие, редакция проводила читательское голосование по премии «Национальная гордость России». Лауреатами стали те, кто получил наибольшее число голосов. В 16 номинациях, затрагивающих науку и спорт, творчество и гражданскую позицию, госслужбу и бизнес, отобрали по пять человек в каждой. В голосовании участвовали почти полмиллиона человек.
Одна из номинаций называлась «Герои нашего времени». В ней выбрали нашего земляка Сергея Сотникова. Вручение премии происходило на Первом канале. Однако Сергей по каким-то причинам не приехал в Москву и не получил приз. Подарок до сих пор ждёт его в редакции.