Сергей СОТНИКОВ, смотритель аэропорта, который годами поддерживал в состоянии готовности взлётно-посадочную полосу (а её уже давно исключили из аэронавигационных справочников. - Авт.), тогда объяснил: «Я всегда мечтал о возрождении малой авиации в Коми». Неужели мечты Сотникова начинают сбываться?
Монополия в небе
В это, конечно, верится с трудом, ведь уже много лет в сфере авиаперевозок конкуренции практически нет. Ещё четыре года назад в аэропортах Коми приземлялись воздушные суда девяти компаний: «ЮТэйр» и её дочки «ЮТэйр-Экспресс», «Нордавиа - региональные авиалинии», «РусЛайн», «Комиавиатранс», «Газпромавиа», «Северсталь», «Авиалинии-400 Red Wings» и «Оренбургские авиалинии». Однако за регулярное авиационное пассажирское сообщение внутри республики отвечали две компании -«Нордавиа - региональные авиалинии» и «Комиавиатранс». Попытки привлечь на рынок внутренних перевозок новых игроков не приносили успехов. А после ухода «Нордавиа» с рынка региональных перевозок в небе Коми осталась лишь одна компания.
Сейчас «Комиавиатранс» ежедневно осуществляет рейсы в Ухту, Сыктывкар и на Крайний Север - Воркуту, Инту, Усинск, Печору, Усть-Цильму - на бразильских самолётах Embraer-145 и на российских малых Л-410.
Причина – в бедности
Что мешает развиваться конкуренции на рынке авиаперевозок? По мнению Андрея САМОДЕЛКИНА, экс-министра развития промышленности и транспорта РК, а ныне мэра Сыктывкара, одна из проблем - низкая рентабельность. А во многих случаях - даже убыточность.
– Крупные авиакомпании заинтересованы в прямых вылетах на Москву. В небольшие города им невыгодно осуществлять перевозки, поскольку невозможно обеспечить постоянный и мощный пассажиропоток. Кроме того, многие авиакомпании на межрегиональные перевозки направляют самолёты с большой пассажировместимостью. В Коми же подобный воздушный транспорт обречён летать полупустым, - считает Андрей Самоделкин.
Ещё одна проблема - обширная территория Коми. Расстояние между городами слишком большое и порой достигает 900 км. Поэтому расходы на перелёты не покроет продажа билетов.
Анатолий КИСЕЛЕНКО, доктор экономических наук, убеждён, что монополия в этой сфере будет существовать ещё долго. И причина достаточно банальна - низкая платёжеспособность населения.
– Сколько бы игроков ни зашло на рынок авиаперевозок республики, это не изменит ситуацию. Проблема в другом: народ бедный, и билеты на самолёт рядовому человеку просто не по карману. Сейчас по уровню авиационного сообщения мы вернулись в 50-е годы XX в., когда самолёт был настоящей роскошью.