Уже завтра – даже не верится – мы будем встречать Новый год. Дома украшены, ёлочки наряжены - или живые, источающие пряный аромат хвои, или искусственные, кому как нравится. Без ёлки мы уже не представляем себе Новый год, но ведь так было не всегда.
Традицию наряжать ёлку ввёл Петр Первый - первоначально среди своих приближённых, и делал это буквально насильно. Этот обычай он привёз из Германии – ёлку наряжали в горах пастухи, навешивали угощение, считая, что в её вечнозелёных ветвях живут предки и их нужно задабривать. Потом этот обычай распространился практически по всему миру. Правда, в России его долго не принимали, особенно в крестьянских домах и духовенство: ёлка считалась символом поминального обряда. В начале ХХ века ёлка вошла в русские дома, этот праздник, объединяющий семьи, очень ждали. Однако указом Ленина в 1918 году ёлку признали рождественской и запретили устанавливать. Лишь в 1935 году она вернулась к нам.
О непростой истории новогодне-рождественской ёлочки, традициях встречи Нового года и Рождества рассказывает наш гость – доцент, кандидат педагогических наук Регионального института непрерывного образования ПГНИУ Людмила Любимова.
Колючий символ единения
Ирина Гилёва, «АиФ-Прикамье»: – Людмила Валентиновна, расскажите о том, как в России стали наряжать ёлку?
- История ёлочки многогранна и необычна – то Пётр Первый своей волей её вначале насаждал, а люди противились, потому что это был чуждый атрибут, не нашего праздника, то большевики с ней боролись. Ведь после революции Россия перешла с юлианского на григорианский календарь, и разница между старым и новым стилями переместила новогодний праздник на разгар рождественского поста. Это было на руку большевистским богоборцам. Они даже сочинили такую агитку:
Скоро будет Рождество –
Гадкий праздник буржуазный,
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный:
В лес придёт капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Ёлку срубит топором,
Отпустивши злую шутку.
- Жуть какая!
- Да. Но в середине 30-х годов идеологи сменили тактику и стали трактовать ёлку как атрибут не рождественского, а новогоднего праздника. Его, как таинство, ждали все, особенно дети, чтобы найти под ёлкой подарочки. В нашей семье к празднику готовились весь декабрь, мы, дети, собирали фольгу от конфет, скорлупу от грецких орехов, под приглядом бабушки делали игрушки, гирлянды. Магазинные игрушки, конечно, были, но нас увлекал сам процесс. Ёлку не показывали до самого праздника, а потом мы заходили в украшенную гостиную, видели наши самодельные игрушки на ветках и испытывали настоящий восторг. До сих пор, хотя прошло много лет, помню эти эмоции. К сожалению, в наши дни редко кто вместе садится за стол и клеит самодельные игрушки. А ведь этот процесс объединяет всю семью! Родителям некогда, в садах и школах тоже этому мало уделяют внимания. Правда, есть и исключения – хорошо работает с родителями сад № 233 – «Сад рыцарей и принцесс», они изучают разные праздничные традиции. Но вообще русские народные традиции во многом утеряны. Кстати, многие народы – и в России, и в Европе сохранили свои национальные костюмы, а мы своего стесняемся. Да и спроси кого, что он собой представляет, мало кто ответит. В европейских же странах на новогодние праздники в кафе, ресторанах хозяева надевают национальные костюмы, и носят их с гордостью.
- Да, и традиции встречи Рождества во многом утеряны, а они ведь были наполнены особенным смыслом. Давайте о них вспомним!
- День накануне Рождества называется Сочельником. Это слово, звучит, как льдинка, сияет ёлочной свечой, огоньком с гирлянды. Но мало кто сейчас помнит, почему он так называется. А название произошло от слова «сочиво» - это каша из пшеницы на меду. Зёрна – символ плодородия, долгой счастливой жизни. Мёд же обещает райское благополучие. В этом обряде мы видим проявление языческой культуры. Вообще конец года, начало года – это граница, это всегда тревожно, и люди хотели себя защитить, в том числе и едой. В Сочельник по столу разбрасывали золотистую солому, укрывали его белоснежной скатертью (как младенца Иисуса укрывали белыми пеленами) и ставили 12 постных блюд. Из них два поминальных – сочиво, или кутья, и кисель. Для чего это было нужно? Чтобы всё плохое не повторялось, нужно его проводить и помянуть. А чтобы возродиться в новом году, ставили два именинных блюда: компот и открытый сладкий пирог. На нём всегда была решётка – символ вспаханного поля, дающего жизнь. Бортики пирога – это вода, смывающая всё плохое. Пирог украшали листочками и розочками. Роза – символ Пресвятой Богородицы. Обязательной была рассыпчатая каша. На стол также ставили мусник, проникший к нам из коми-пермяцкой кухни – это ржаная квадратная преснушка с какой-либо постной начинкой, например, картофельным пюре. Квадрат – как бы символ защиты со всех сторон. Я помню, как пекла их бабушка – в ночь перед Рождеством, будила меня – из-за того, что плохо ела - и я их, сонная, съедала, пока горячие. Когда же начинала считать, сколько съела, бабушка всегда одёргивала: не считай, а то убудет. Помню, как три штуки она отложила отдельно, сказав, что это для моих взрослых двоюродных сестёр. На вопрос, зачем, ответила – вырастешь, узнаешь. Оказывается, на мусниках гадали, искали суженого-ряженого – подходили к первому попавшемуся мужчине, отдавали мусник и спрашивали имя. Один из них ответил сестре: «Зовут зовуткой, а величают уткой..». И надо же - она потом вышла замуж за человека по фамилии… Уткин. Нагадала себе жениха. Ещё на столе были козульки, коровки, печенье такое - символ здоровья, счастья, благополучия, плодородия. Это тоже проникновение язычества.
Святки, колядки и вертеп
- В Рождество ещё колядовали.
- Да, была такая традиция. Ребята ходили из дома в дом, пели рождественский тропарь «Рождество твое, Христе Боже наш…». И их угощали разными вкусностями. Причём одного из ребят называли мехоношей, потому что у него была специальная торбочка мехом внутрь. Хозяйка складывала угощения туда, не передавала в голые руки. И когда проводила руками по меху, то желала себе счастья, богатства, здоровья.
- Ещё одна традиция – это Святки, которые начинались в Рождество и продолжались до Крещения. Это дни, когда можно гадать, и даже церковь с этим смирилась, хотя это тоже язычество.
- Я помню, была совсем маленькой, когда к нам в посёлок на Святки пришли ряженые. Помню мохнатые шубы, ухваты над головой – было очень страшно, я очень испугалась, и запомнила этот момент на всю жизнь. Помню, даже моя мама переодевалась, хотя замужним это было делать не положено, только девкам и парням. Мама и её подруги переодевались почему-то в матросов и бегали по домам. Столько было веселья! Телевизоров тогда не было, чем заняться? Рядились для того, чтобы отпугнуть, заморочить нечистую силу. Потому что этот праздник на границе, так же как Масленица, Семик, Осенины – между одним временем года и другим. Идёт прощание со всем, что было и с надеждой встречают новое. И Святки – это яркий такой, показательный пример. Святкам многие писатели посвящали свои произведения – и Жуковский, и Пушкин, и Гоголь.
- Кстати, в рождественские дни ещё ставили вертепы.
- Наша церковь их не привечала, хотя в некоторых местах их всё же устраивали. Это двухэтажный ящичек с фигурками, в котором разыгрывали театрализованные сценки, изображающие рождение Христа в пещере (вертеп), когда маленького младенца положили в ясли. Иногда вертеп играли до Пасхи - в некоторых регионах Сибири.
Старое помянуть, а новое встретить
- Зная обо всех этих традициях, вы их соблюдаете?
- Частично. В новогоднюю ночь я ставлю практически все постные блюда, потому что идёт строгая неделя перед Рождеством. Ну разве что рыбу готовлю. Делаю кутью, кисель, компот, круглый сладкий пирог, гречневую кашу и мусники из ржаного теста. Обязательно готовлю вкусный и полезный салат из сельдерея – с морковью, яблоком и ананасами, печенье «Зоологическое». Делаю это потому, что новогодняя ночь – это всё та же граница между старым и новым, отсюда блюда, которыми нужно старое помянуть, а новое встретить. На Рождество хожу в храм, а какой-то особый стол не готовлю. У нас, видите, всё с ног на голову: Новый год, постом, широко отмечаем, а Рождество как-то незаметно проходит.
- Кстати, я вижу у вас в руках фигурку Бабы Яги. Она что-то означает?
- Баба Яга – это тоже символ этого времени, её ещё называют великой пограничницей. Она символизирует два начала: один мир и другой. Потому что одна нога у неё костяная, она не живёт в живом мире. Избушка Бабы Яги от людей отвернулась, а к дремучему лесу передом стоит. Этот лес – символ того мира. Кто в него зайдёт, только его и видели. И только юноша, который находится на испытании, пройдя их, выходит с невестой. А потом – свадебка и новая семья, и это тоже символ нового. Пользуясь случаем, хочу поздравить пермяков с наступающим Новым годом и Рождеством, пожелать здоровья, благополучия, счастья. И возрождения наших хороших русских традиций!