Примерное время чтения: 8 минут
136

Выборы-2011: как убирали кандидатов

 Галина Слаутина, известный политический и общественный деятель, депутат трёх созывов  Пермской городской думы, неожиданно выбыла из выборного процесса 2011 года. Причина снятия её кандидатуры тривиальна – претензии территориальной избирательной комиссии к содержанию подписных листов. Гражданская репутация Галины Слаутиной до сих пор была безупречна. И вдруг – поддельные подписи. Неужели в её команде оказались недобросовестные люди?  

Человеческий фактор 

- Я сама собирала подписи, сама ходила по квартирам. Понятно, что я не могу для себя плохо сделать работу, тем более, что прекрасно понимала, бить будут за всё и рассматривать  мои подписные листы будут с лупой, - говорит Галина Михайловна. -  Если в каком –то слове была пропущена буква или какая-то помарка, я  переписывала подписной лист, то есть снова приходила к людям, извинялась, просила поставить подпись заново уже новым числом. Старый лист уничтожала. 

- Граждане, те самые, чьи подписи показались избиркому сомнительными, потом делали заявления, подтверждали своё участие. Например, Вадим Чебыкин. Не помогло? 
- Не только Чебыкины. Многие люди приходили со мной в суд, давали показания. Районный суд встал на сторону избиркома. Мы подали кассацию. Краевой суд отклонил претензии ТИК, но рассматривать подлинность подписей, как оказалось, не в его компетенции. В итоге меня  всё равно сняли с выборов.  
- Избирком имел, кроме того, претензии к Вашим банковским документам?  
- Да, я предоставила «выписку» со счёта, а ТИК требовал «справку». Мы сделали запрос в Сбербанк, нам официально ответили, что у них нет такой формы как банковская справка, есть только одна форма, она называется выписка. Суд в итоге отклонил эту претензию ТИК. 
- А другие кандидаты сумели как-то предоставить «банковскую  справку»? 
- Не знаю. У кандидатов на выборах неравные возможности, и это неравенство закреплено законодательно. Сбор подписей – самая уязвимая позиция. Привилегированные кандидаты -  те, что выдвигаются по партийным спискам от парламентских партий, могут теперь не собирать подписи. Все остальные обязаны предоставить подписные листы. Прежде была возможность внести залог, теперь залог  отменили. 
- Почему вы называете подписные листы уязвимой позицией?  Чего проще - поставить подпись? 
-  Ну, во-первых, есть разные формы подписных листов. Федеральный закон рекомендует одну, региональный – немного другую. Наш ТИК федеральную форму считает нелегитимной, хотя федеральный закон на территории Перми никто не отменял. Одного кандидата сняли из-за того, что у него было написано «имя, фамилия, такого-то числа года рождения», а надо было «имя, фамилия, родившийся такого-то числа года». Другой случай - женщина, собиравшая подписные листы, в номере паспорта подписанта сделала ошибку. Было плохое освещение, она вместо «три» прочитала и написала «восемь». Дело даже не в описках. У лояльного кандидата проверяют 20% подписей, читая по диагонали. У «негодного» кандидата обязательно найдут что-то подозрительное если не в данных, так в почерке подписанта. Вот у меня были как раз претензии к почерку, его сочли излишне витиеватым. Причем способ обжалования этих придирок, я бы так назвала предъявленные мне замечания, совершенно не проработан.  
Ходят слухи 
Ходят слухи, Галине Слаутиной предлагали хороший (очень хороший!) подарок за отказ от участия в выборах и передачу власти определенному кандидату, идущему по Вашему округу. 
- До Вас такие слухи доходили?    
- Я не коронованная особа, чтобы передавать власть в округе. Другое дело, что я сомневалась, стоит ли претендовать на четвёртый срок в Думе. Работа депутата, как я её понимаю, дело ответственное, тяжёлое, эмоционально затратное. Усталость накопилась за три срока. И тут  до меня дошел слух, будто Слаутина не идёт, а округ «продаётся». Вот тогда я поняла, моё неучастие в выборах косвенно подтвердит этот слух. Вот почему я прошла всю эту процедуру в судах, чтоб не было стыдно перед теми, кто отдал за меня голоса, поставил подписи.  
- Помните, десять лет назад мы говорили, что всё изменится к лучшему, если женщины придут во власть, займут позиции на уровне принятия решений? И вот они пришли… 
- Мы говорили о равных правах и равных возможностях. Я настаиваю на том, что количество женщин во власти в конечном итоге должно перейти в качество. А с количеством у нас  пока не всё в порядке. Страна у нас мужская, политика мужская и все эти правила, по которым мы действуем… Есть в политике очень приличные мужчины.  А что касается женщин-депутатов думы четвёртого созыва, они принимали порой неправильные решения, с результатами которых уже столкнулись на выборах. Так и мужчины эти решения поддерживали и так же пожинали плоды. Надо учиться быть самостоятельным. Надо просчитывать последствия своих голосований хотя бы на один ход вперед. Это вопрос гражданской зрелости, порядочности, ответственности. Порядочность и ответственность – два ключевых качества депутата вне зависимости от пола.   
Текущие выгоды 
Кандидаты один за другим сходили с дистанции. Эта особенность выборов в Пермскую городскую думу пятого созыва бросается в глаза. 
-  Можно было прогнозировать такой жёсткий административный прессинг на нынешних выборах? 
-  Если бы пять человек из тех, что испытали сейчас на себе это давление, не поддержали летом прошлого года поправку в Устав, отменяющую выборы главы города, ситуация на нынешних выборах была бы совершенно иной. 
- Разве всего пять? 
-  Ощутили давление больше пяти бывших депутатов, но достаточно было пяти голосов, чтобы решение об отмене выборов не прошло. Они не учли мнение горожан. Они поступили, как им казалось, следовало  поступить, чтоб обеспечить себе относительное благополучие. Они верили в возможности административного ресурса, но рассчитывали на него напрасно. Ресурс обернулся против них. Я допускаю, что кто-то искренне голосовал за отмену муниципальных выборов главы города. И всё же там было, по крайней мере пять человек, которые могли поступив по совести, изменить ситуацию. 
- Разве люди, поступая по совести, всегда получают положительный результат?
- Ко мне на суд свидетелем приходили многие люди. В основном пенсионеры. У них тоже время ограничено, есть внуки, есть какие-то дела, это надо понимать. Но вот одна женщина, работающая, располагала очень ограниченным временем. Судья долго откладывал опрос свидетелей. Все нервничали. Эта женщина несколько раз порывалась уйти, но всё же осталась и дала показания. Чем дело кончилось, все знают. 
- Она была разочарована? 
- Она позвонила мне и сказала, что выполнила свой гражданский долг. Не смотря на исход дела, она была удовлетворена. Она сделала всё от неё зависящее. 
- Когда исчерпаны все возможности, а результата нет, наступает апатия. Что дальше? 
- Когда общество чувствует, что  от него ничего не зависит, оно начинает жить отдельно, каждый человек начинает жить отдельно, всплывает всё негативное, злость друг к другу. 
Это пройдёт. Когда-то мы думали, коммунизм навсегда. Прошло. 
Мы не уедем ни в Швейцарию ни в Австрию, не улетим на Луну. Кто-то сидит на чемоданах, а мы-то останемся.  Нам надо сохранить всё, что есть доброго, ценного,  чтоб начинать потом не с пепелища.  

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах