Общая доля продаж отечественных иномарок в июле 2023 года снизилась примерно до 47%, что на 3 п.п. меньше июньских результатов.
Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») проанализировали результаты продаж июля 2023 года, основываясь на данных Ассоциации европейского бизнеса. По результатам статистики за второй месяц лета всего было продано 52 тысячи автомобилей. Однако с учётом «Москвича», немецких премиальных марок, а также «китайцев» из групп Chery, Changan, Geely, JAC, объём рынка новых автомобилей составил в июле порядка 86 тысяч «штук» (+139%). При этом лидер нашего авторитейла – бренд Lada – реализовал около 30 тысяч новых автомобилей, показав лучший результат за последние полтора года. Но общая доля продаж отечественных марок снизилась. «Китайцы», напротив, набирают обороты и уже приблизились к тому, чтобы занять половину рынка.
Август может сохранить тот же тренд благодаря запасам иномарок, ввезённых до повышения утилизационного сбора. Но уже начиная с осени эксперты прогнозируют, что доля машин отечественных брендов вновь продолжит расти.
Китайские марки покупали из наличия
Сезон летних отпусков и корпоративные каникулы на предприятиях, производящих отечественные авто, не помешали июлю стать уже третьим по счёту месяцем трехзначного роста российского авторитейла. Причина такой радужной динамики остаётся всё той же – крайне низкие продажи весенне-летних месяцев прошлого года, когда на нашем рынке продавалось порой меньше 30 тысяч новых автомобилей. В то же время ярче обычного проявил себя и новый фактор – чёткое понимание клиентами того, что уже «завтра» все машины будут стоить ещё дороже. Несмотря на просьбы официальных авторитейлеров, переданные через РОАД правительству, с 1 августа был существенно повышен утилизационный сбор. При этом у целого ряда дистрибьюторов китайских марок оставались довольно существенные запасы машин, ввезённых в нашу страну в то весеннее время, когда за юань просили меньше 12 рублей. Их отдавали с дисконтом. Начавшееся в июле резкое (по некоторым моделям в сотни тысяч рублей) повышение цен на автомобили ускорило планы покупки авто у многих россиян, в том числе резво покупали товар из наличия.
При этом лидер отечественного авторитейла – бренд Lada – продал 29 378 легковых и LCV (малотонажных грузовых) автомобилей. И это снова стало рекордным результатом продаж за месяц с декабря 2021 года. Возможно, достижения могли бы быть ещё выше, если бы завод по-прежнему не испытывал проблем с комплектующими. Несколько дней в конце июля головное предприятие в Тольятти останавливалось на очередной корпоративный отпуск. За это время автогигант старался минимизировать проблемы с логистикой и сроками поставки недостающих деталей для сборки. Тем не менее, дилерам продолжали поставляться некомплектные автомобили, которые дооснащают постепенно в сервисах авторитейлеров по мере поступления комплектующих.
Так или иначе, но в лидерах модельного рейтинга в июле оказалось уже две модели АвтоВАЗа. По Lada Granta состоялось 17 170 сделок, что на 413 «штук» больше, чем в июне. Автомобиль Lada Vesta купили 5 133 клиента (+21% к июню). На версии с 16-клапанным двигателем у дилеров образовались очереди на три-четыре недели. Обе модели автомобиля Niva разошлись примерно равным тиражом по 3,4 тысячи автомобилей и заняли своё место в списке топ-10 самых популярных на нашем рынке.
Остальные отечественные бренды традиционно остаются в роли догоняющих. Так, продажи кроссоверов «Москвич», при том, что постепенно набирают обороты и третий месяц подряд превышают тысячу автомобилей, в целом не меняют картины. Этот проект по-прежнему остаётся больше политическим, чем экономическим. За восемь месяцев с момента старта производства дилерам было передано всего около шести автомобилей, а на учёт в 2023 году поставлено 5,1 тысячи. При этом под давлением снижающегося курса рубля завод в августе резко поднял цены - на 228 - 392 тысяч рублей в зависимости от модели. Как именно это отразится на продажах, будет понятно уже к осени.
В то же время продажи автомобилей GAZ за июль составили, как и в июне 4,8 тысячи машин. После закрытия полугодия следующий рост продаж коммерческой техники может состояться скорее всего в сентябре и отразится на общих объёмах бизнеса нижегородского завода за III квартал в целом. В свою очередь UAZ отчитался о 3,8 тысячах проданных вседорожников (+12% к июню), а Sollers – о 664 реализованных LCV-грузовиков и фургонов (+21% к июню).
Звание самой продаваемой иномарки в июле, по данным Aссоциации, сохранил за собой Haval Jolion (4,4 тысяч штук). Лидером по динамике роста продаж при этом выступила марка Great Wall (+431%).
В Тольятти планируют снова выпускать универсалы и фургоны
Основным локомотивом отечественного рынка легковых автомобилей и осенью, и в IV квартале в целом будет выступать АвтоВАЗ. В самом начале августа компания объявила, что произвела за семь месяцев 160,9 тысячи машин. При этом за оставшиеся месяцы должно быть собрано около 240 тысяч автомобилей. Для этого в Тольятти планируют увеличить производительность и сократить такт выпуска. Так, на линии Lada Vesta хотят выпускать до 40 автомобилей в час, а на линии сборки Granta – до 52 штук в час. Осенью на предприятии обещают возобновить выпуск пятой долгожданной многими клиентами модели – универсалов и фургонов Lada Largus. До конца текущего года может начаться производство Lada Vesta c вариатором. В прежние годы «автоматические» машины из Тольятти составляли до трети продаж модели. Также осенью должна быть расширена цветовая палитра. Кроме того, в продажу могут поступить автомобили Lada X-Cross 5, созданные на основе FAW Bestune T77. Экспансия китайских брендов при этом может несколько замедлиться на фоне роста цен и усиления конкуренции между «соотечественниками».
«В целом динамику восстановления российского авторитейла по-прежнему продолжит ограничивать не столько недостаток автомобилей, сколько низкая покупательная способность населения на фоне текущих цен на новые автомобили. Так или иначе, но при отсутствии экономических и политических потрясений, российский авторынок может закрыть август с результатом продаж в 85-90 тысяч новых легковых и LCV-машин, завезённых официальными дистрибьюторами», - комментирует руководитель банка «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») Марина Дембицкая.