Традицию встречать мирный рассвет 22 июня хранят супруги Черемных, Анатолий Максимович и Римма Георгиевна. Они же - хранители истории села Мокино.
В 60-х годах ХХ века Анатолий Черемных, работавший директором здешней школы, начал собирать предметы старины, вещественные свидетельства того, как наиболее значимые события в жизни страны отражались в судьбах обитателей села Мокино.
Редкий дар осознавать историческую суть и смысл текущих событий позволил превратить частную коллекцию в музей. Соответствующий статус был получен 10 октября 2001 года. Музей истории села Мокино зарегистрирован при Доме детского творчества, занимает две комнаты по 26 кв. метров, имеет 1645 единиц хранения, восемь официальных разделов, в том числе - «История Мокинской школы». Вот как раз со школой и выходит у музея история. Она этим летом переезжает в здание Дома детского творчества. Ещё неделя-две, и музей должен покинуть обжитые стены.
Куда вывозить экспозицию? Виктор Бызов, глава сельского поселения Григорьевское, куда входит Мокино, обещает предоставить помещение в здании бывшего сельсовета. Правда, там сейчас размещаются ветеринарный пункт, почта и жилищно-коммунальная служба, и никто никуда пока не выезжает. В доме семьи Черемных экспозиция не поместится, да и по закону супруги не могут взять вещи из музея обратно. Они теперь - часть негосударственного музейного фонда. Нытвенский краеведческий музей мог бы отобрать самое интересное, но, поскольку официального решения об упразднении Мокинского музея не принято, оснований для спасения ценностей как бы нет.
Две комнаты в Доме детского творчества много лет служили площадкой, где ребята учились любить Родину не вообще, а буквально - как любят её супруги Черемных. И вот сейчас в тех же стенах идёт другой урок. Бюрократ здесь правит бал.
Супругам Чермных уже за восемьдесят, но гвардия не сдаётся. Они готовы развернуть экспозицию на новом месте, хотя понимают, сколько сил потребует переезд. Но было бы куда ехать! Весной вышла в свет книга воспоминаний Анатолия Максимовича.
- Дети уговорили написать, издали на свои деньги, - говорит ветеран.
Всего 50 экземпляров. Но если будет уничтожен музей, останется хотя бы это.
Музей и школа совместимы
По официальным данным, в образовательных учреждениях Пермского края создано более 200 музеев, а в России - 11 тысяч! И это лишь те, что прошли паспортизацию и встали на учёт в Федеральном центре детско-юношеского туризма и краеведения и вошли в негосударственную часть Музейного фонда РФ. Фактически музеев может быть больше, поскольку этот вид деятельности не сертифицируется и объявить коллекцию музеем может каждый желающий.
Работающих «школьных музеев» в Пермском крае, может быть, и меньше, поскольку многие сворачивают свою деятельность, попав под каток оптимизации. Одна из недавних потерь - музей пермского профтехобразования, работавший в лицее №30. Сливаясь с другими профтехучилищами, лицей вынужден отдать музейные площади под учебные аудитории. Коллекция остаётся в федеральном реестре, но будет ли когда-нибудь восстановлена экспозиция, неизвестно.
Локальная история края, города, села странным образом выпала из понятия «патриотическое воспитание», а школьные музеи выпали из бюджета, отпущенного на образование. Попытка сохранить музей истории села Мокино за счёт перемещения его в здание упразднённого сельсовета выглядит привлекательной. Только вот музей принадлежит Дому детского творчества, а здание - другому субъекту. В прореху между бюджетными статьями рискует провалиться коллекция, спешно выселяемая из ДДТ.
Создаются ли новые школьные музеи? Ответственный секретарь краевой комиссии по работе с музеями образовательных учреждений Игорь Латышев готов назвать несколько новых адресов:
- Пермский базовый медицинский колледж уже подготовил документы на утверждение в Москву. Подала заявку на паспортизацию Зипуновская школа Чайковского района. Школа №132 в Перми, где давно уже создан музей обороны мыса Гангут, готовится к паспортизации. Чудный музей гимназии №4 недавно паспортизировался.
- Музей - это, как правило, расходы, лишняя нагрузка на педколлектив?
- Нет, музей - это возможность «закрыть» сразу несколько направлений в воспитательной работе. Ликвидируют музей в селе - и как потом покажешь, как докажешь детям, что они выросли тут не на пустом месте? Кстати, у нас есть пример, как музей спас школу. В Ординском районе, в селе Вторые Ключики, школа выиграла миллион по президентскому гранту на развитие музея. Школа малокомплектная. И вот когда встал вопрос об её ликвидации, поняли, что нельзя ликвидировать школу, которая только что получила миллион от президента! Музей не должен замыкаться в пределах школы. Он должен работать на всю территорию города, района, села.
- Не всегда это помогает, история в Мокино тому пример.
- Но есть музеи образовательных учреждений, которые вырастают до уровня муниципальных. Музей спортшколы «Огонёк», например, стал историко-этнографическим парком.
Остаётся надежда, что в исторической перспективе всё разумное, доброе, вечное даст правильные всходы.