С первых минут общения с ней попадаешь под обаяние неуёмной натуры. Кажется, что от энергии, которую она щедро излучает, всем окружающим становится тепло. Недаром товарный знак, который она зарегистрировала для своей фирмы, изображает улыбающееся солнышко, расположившееся на карте Пермского края.
Гусей по осени считают
Эта символика неслучайна. В п. Юго-Камском с пятью тысячами населения она одна из немногих обеспечивает людей работой. Градостроительное предприятие закрылось больше 10 лет назад. Выживают в посёлке кто как может. Гайсина же своим подсобным хозяйством не только обеспечивает себя, но и помогает другим. На сегодня у неё заключены договоры с 28 подворьями. Она поставляет им птиц, корма, помогает консультациями, выплачивает людям зарплату, а осенью забирает от сельхозпроизводителей готовую продукцию и реализует её.
– Раньше у меня было до 40 подворий, но часть людей отсеялась, - рассказывает Ирина Гайсина.
«АиФ-Прикамье»: – Вы руководитель требовательный?
И.Г.: – Скорее демократичный. Но если вижу какое-то нарушение, тогда я могу быть жёсткой. Например, приехали в одно хозяйство. Стали грузить гуся, а его не хватает. Оказалось, половину зерна, которое мы привозили на корм, продали налево. Таких «предприимчивых» тут же увольняю. За эти годы отсеялось много. Не все чисты на руку. Но тем, кто умеет и хочет работать, такая система очень нравится. Как-то приезжаю к одним с зарплатой, а они повсюду дощаников для гусей настроили, решили принять ещё птиц. На человека они получают по 14 тыс. руб. в месяц. Для деревни это просто огромные деньги. Люди уже не выживают, а хорошо живут.
«АиФ-Прикамье»: – А почему именно сельским хозяйством занялись?
И.Г.: – Я многое перепробовала. Занималась производством макарон, майонеза. Потом была совладелицей Осинского пивзавода. Но всегда тянуло к сельскому хозяйству. Закладки-то все из детдома. У нас там своё хозяйство было. Я уже во 2-м классе за плугом стояла. В детдоме были 4 лошади, 15 коров, свиньи. Поэтому когда в 1993 г. узнала, что Юго-Камский машзавод продаёт по остаточной цене подсобное хозяйство, я его приобрела. Мы завезли туда элитных свиноматок. Довели численность до 700 голов. Но в 1996 г. произошёл резкий скачок цен на корма. Год ещё поголовье продержала себе в убыток. А потом решила перепрофилировать производство. Поэтому купила здесь дом, поставила магазин. Чтобы исключить риски, решила замкнуть цикл производства. Если происходит какой-то ветеринарный риск (а самые высокие риски – в животноводстве), большому холдингу не возродиться. А малые подворья способны выживать.
Мама чужих сыновей
Трудно представить, что такое хозяйство женщина создала одна. Держит она и коров, и овец, и много птицы: гусей, уток, индюков. Когда-то был в помощниках муж. Кстати, выпускник того же самого Кынского детдома. Но в кризис, когда приходилось работать сутками, не выдержал напряжения. Живёт она теперь одна. Хотя в разговоре всё время мелькают имена Дениска, Колянка.
«АиФ-Прикамье»: – Это сыновья что ли?
И.Г.: – Да вроде того. Своих-то детей у меня не было. Как-то ещё малолеткой бежала я из школы. Была зима. В Кыну тогда днём мост разобрали. А я не знала. Влетела на него с разбега и провалилась. В последний момент успела руками за стропила ухватиться. И висела часа два. А ноги в ледяной воде были. Потом меня мужики вытащили. Год лежала в больнице. Ноги отнялись. Врачи подняли. Но, видно, застудилась я тогда. Ко мне всегда прибивались дети, и я их поднимала. Официально никого не оформляла, но помогала многим. Вот, например, Дениска. На него оформлено предприятие. Сейчас он женился и у него уже ребёнок есть. Но до сих пор он в моём доме прописан. Одного сынишку - Колянку - я проводила в армию 17 декабря прошлого года. Он с 12-ти лет у меня. Мать у него пьёт. Но он её не бросает, любит. А ещё перед Новым годом ездим по селу - подарки раздаём детям из неблагополучных семей. Таких тут 48. Я помню, что к нам в детдом перед праздниками приезжали шефы. Мы им очень радовались. Вот хочется и нашим детям праздник сделать.
«АиФ-Прикамье»: – Говорят, и премию, которую вы получили, выиграв краевой конкурс «Пермяк-2012», вы на ребят потратили?
И.Г.: – Да, за победу мне дали 174 тыс. руб. Здесь в клубе не было музыкального кружка. Купила ребятам электрогитары, аппаратуру. У нас в детдоме был подшефный - одинокий дед, который три войны прошёл. У него я впервые увидела струнные инструменты - мандолину и балалайку. И он меня обучал. Форму купила девчонкам из местной футбольной команды. Люблю спорт. Сама я бывшая лыжница. По шахматам была чемпионкой. Это всё родной детдом заложил. А вообще очень рада, что он был в моей жизни. Разве бы я выдержала те испытания, что подкидывает жизнь, если бы не прошла школу детдома? Испытания непременно приводят к успеху!