Аграрии стали думать о расширении производства. Понятно, что стартовая площадка у регионов страны разная: юг и Черноземье сильно отличаются от зоны рискованного земледелия, где располагается наш край. Но в Прикамье решили использовать шанс для рывка вперед.
О том, сможет ли край обеспечить себя продуктами, рассказывает Владимир КОРСУН, депутат Законодательного собрания Пермского края, член фракции КПРФ.
Директивы и перспективы
– Владимир Кузьмич, как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в сельском хозяйстве региона. Есть ли резервы для ускорения развития сельхозпроизводства?
– Краевая власть понимает, что надо безотлагательно действовать. В августе, на совещании в Чайковском, губернатор Виктор Басаргин заявил, что пока только по двум видам сельхозпродукции регион обеспечивает себя на 100% – это яйцо птицы и картофель. По всем другим основным продуктам только на 50-70% от необходимого количества. В Прикамье создан штаб по исполнению программы продовольственной безопасности во главе с Геннадием Тушнолобовым, председателем правительства. Все бы хорошо, но проблемы очень серьезные. «Кавалерийским наскоком» их не решить.
– Какие вопросы вы считаете самыми острыми?
– О сельском хозяйстве в Пермском крае сегодня вообще можно говорить только со значительным скепсисом. Абсурдно высоки сегодня цены на электроэнергию, минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы. Акцизы с каждого литра ГСМ – 14 руб.! Чрезвычайно высока ставка по кредитам. А закупочные цены – низкие. В то же время ясно, что нельзя резко повышать розничную стоимость продуктов, иначе жители Прикамья просто не смогут их покупать. Вот и получаются «продовольственные ножницы». В итоге – производить многие виды продукции просто невыгодно, потому что затраты оказываются едва ли не выше прибыли.
– Можно ли в таких условиях всерьез говорить о конкуренции с зарубежной продукцией?
– Думаю, пока вряд ли. Пусть на импортные продукты – мясо, молоко, фрукты и овощи – ввели эмбарго. Но, во-первых, это сроком только на год. Во всяком случае – пока так объявлено. Во-вторых, продукты питания в большем количестве будут поставляться из тех стран, на которые санкции не распространяются. Какая разница, будет на прилавках лежать новозеландское мясо или европейское? Все равно в настоящее время пермское окажется дороже. Развивать, точнее, восстанавливать сельское хозяйство нам надо независимо от санкций. Но, повторяю, этот процесс будет долгим и непростым. Считаю, что для развития сельхозпроизводства в нашем крае пора переходить от красивых директив к делу. Что для этого нужно? Деньги (намного больше, чем выделяют сегодня), их эффективное использование, подготовка специалистов и их стимулирование жить и работать на селе, политическая воля. И конечно, изменение регионального законодательства – это дело краевого парламента.
Свободные деньги
– Вы много ездите по краю. И ситуацию на селе, скорее всего, знаете не только из официальных отчетов правительства региона?
– Да. И приведу один пример. У нас катастрофически не хватает боен. Их сначала позакрывали, а теперь спохватились. Убой скота сейчас возможен только на лицензированных бойнях, которых очень мало. Получается, что из большинства личных подсобных хозяйств животных надо везти так далеко, что обойдется себе дороже. Результат – заметное сокращение поголовья. Недавно я побывал в Коми-Пермяцком округе. Мне сказали, что сегодня там производят говядины всего 21% от уровня 1990 г.
– Депутаты ЗС постоянно контролируют исполнение краевой государственной программы «Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае». Успешна ли она?
– Судите сами: на сентябрьском пленарном заседании Заксобрания Минфин края представил отчет об исполнении бюджета Прикамья за первое полугодие. По программе развития сельского хозяйства исполнение составило лишь 85%. При плане 1 млрд 347 млн руб. фактически пошло в дело 1 млрд 139 млн руб. Более 200 млн руб. оказались невостребованными. По некоторым направлениям исполнение плана просто удивительное: подпрограмма «Развитие малых форм хозяйствования» – 47%, подпрограмма «Развитие кадрового потенциала» – 45%.
У опасной черты
– Вы упомянули об отчете, с которым на последнем заседании выступила министр финансов края Ольга Антипина. Каковы результаты исполнения бюджета за полугодие?
– Бюджет ожидают трудные времена. Точнее, они уже наступили. За полугодие бюджет края недополучил почти 4 млрд руб. – это по собственным доходам региона. В основном – по налогу на прибыль предприятий. Нам уже пришлось фактически урезать расходы – финансирование того же сельхозпроизводства уменьшили более чем на 100 млн руб.
Бюджетные расходы на этот год предложили в целом сократить на 1 млрд 755 млн руб. (или на 1,6%) и утвердить в размере 109 млрд 388 млн руб.
На 628 млн руб. сократятся затраты на строительство школ, клиник, спорткомплексов. И на 182 млн руб. – размер дорожного фонда.
– Дефицит на пределе?
– В результате предложенных правительством края поправок дефицит краевого бюджета составит 12 млрд 120 млн руб., или почти 15% к общей сумме доходов. Это соответствует предельному размеру, разрешенному Бюджетным кодексом России. То есть мы уже у опасной черты. Ясно, что в ближайшее время региональное правительство предложит дополнительно сократить еще какие-то расходы. Перед сентябрьской сессией Заксобрания в краевом правительстве обсуждали перспективу замораживания на два года индексации социальных выплат для пенсионеров с большим страховым стажем, многодетных и малоимущих семей, ветеранов труда. Но в итоге от этого отказались. Такое решение региональной исполнительной власти я считаю, безусловно, правильным. Ведь в нынешней сложной экономической ситуации социально незащищенные категории жителей Прикамья как никогда нуждаются в помощи со стороны государства.
– Сейчас правительство края надеется на покрытие дефицита за счет федерации, банковских кредитов. Есть ли другие резервы?
– Давайте вспомним, что в Пермском крае действует льгота по налогу на прибыль, так называемый проект «24-20». По результатам анализа, который провела Контрольно-счетная палата региона, сумма средств, потерянных для бюджета по этой льготе в 2006-2013 гг., превысила 63 млрд руб.! Ее отмена – один из очевидных источников для покрытия бюджетного дефицита.
– Какие расходы бюджета, на ваш взгляд, сокращать в любом случае недопустимо?
– Нельзя трогать социально значимые программы: образование, здравоохранение, соцподдержку, культуру. Не уменьшать финансирование сельхозпроизводства. Да, конечно, жаль сокращать расходы на строительство и ремонт дорог, реконструкцию театра оперы и балета. Но затягивание пояса неизбежно. И если мне, как депутату, придется выбирать между больницами и театром, конечно, проголосую за то, чтобы полностью сохранить финансирование клиник.