149

Долг платежом страшен. Ближайшие три года Пермский край будет жить взаймы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. АиФ-Прикамье 28/10/2014
Запланированные расходы на 10, 5 млрд руб., превышают доходы. А это 12% от объема краевой казны.
Запланированные расходы на 10, 5 млрд руб., превышают доходы. А это 12% от объема краевой казны. kapital.kz

Регион региону рознь. Где-то дыры в казне просто огромные. Где-то чуть поменьше. В бюджете Пермского края на 2015 г. тоже есть финансовая прореха. Запланированные расходы на 10,5 млрд руб. превышают доходы, что составляет 12% от объема краевой казны.

Пока наш край из рамок финансового приличия не выходит. Но это пока. Уже в 2016 г. разрыв между желанием и возможностями резко увеличится. Для погашения запланированного дефицита бюджета и выплат процентов по займам придется кредитоваться в коммерческих банках на сумму 33,7 млрд руб. В 2017-м и того больше – на 45 млрд. А что дальше? Надеяться на то, что Москва поможет? Но где гарантия, что рука дающего – то бишь федеральный бюджет – к тому времени не оскудеет. 

На этот и другие вопросы, касающиеся формирования бюджета, стратегии и тактики выживания в условиях жестких санкций со стороны Запада, падения курса рубля и понижения цен на нефть, отвечает Дмитрий Орлов, депутат Законодательного собрания Пермского края, заместитель председателя комитета по бюджету.

По ком звонит колокол

Вячеслав Бураков, «АиФ–Прикамье»: – Дмитрий Станиславович, краевые парламентарии как в воду смотрели, принимая закон, по которому объем займов ограничен 50% от доходной части бюджета. В чем, по-вашему, опасность жизни взаймы?

Дмитрий Орлов: – У нас есть примеры бюджетного расточительства, когда заимствования равны или даже превышают объем собственных бюджетов. Когда региональные правительства тратят намного больше, чем зарабатывают. Это ненормально. Называя вещи своими именами: это самое настоящее банкротство. Существует реальная опасность, что и наш Пермский край скатится в глубокую долговую яму. И в один «прекрасный» момент попросту не сможет выполнять социальные обязательства. Это страшно: огромная, богатая ресурсами, индустриально развитая территория превращается в банкрота. Динамика роста бюджетного долга напрягает. От 10% в прошлом году до 45% в 2017 г. Согласитесь, что это не просто тревожный звоночек, а гудящий колокол – уже практически набат. 

– Проект бюджета на 2015-й и плановый период 2016-2017 гг. подвергся критике со стороны депутатов. Чиновникам ставили в вину и излишне оптимистичное прогнозирование социально-экономического развития региона, и то, что плановый уровень инфляции занижен, что в проекте не отражены мировые цены не энергоресурсы и т. д. Но даже в таком виде бюджет в первом чтении приняли. Это нормально?

Д. О.: – Я бы не придавал значения тому, что бюджет в таком виде приняли в первом чтении. Будет и второе чтение, и третье. И, скорее всего, главный финансовый документ претерпит изменения. Я, например, готовлю несколько поправок по секвестру расходов. У моих коллег по краевому парламенту их тоже немало. Думаю, что после второго чтения проект бюджета изменится если не кардинально, то существенно. А первое чтение… Будем считать данную процедуру некой формальностью, без которой наш край не сможет жить и развиваться. Мы обязаны ее выполнить. И мы ее выполнили. Это своего рода стартовая площадка в 2015 год. Повторю, что основная работа над бюджетом только начинается.

Заразительный пример

– Судя по проекту бюджета на трехлетку, объем бюджетных инвестиций уменьшается с каждым последующим годом. Притом, что доходная часть пусть и ненамного, но увеличивается, а объемы займов бьют рекорды. Вливания в автодорожное строительство, например, уменьшатся к 2017 г. в два раза. Такая же ситуация с бюджетным финансированием строительства учреждений здравоохранения. Как вы оцениваете способность краевых чиновников реализовывать инвестиционные проекты?

Д. О.: – К сожалению, не очень высоко. Ниже среднего. Мы неоднократно обращали внимание власти на исполнение инвестиционных программ. Но бюджетные средства по-прежнему осваиваются некачественно. Такое ощущение, что эта болезнь заразная. Вот и перешла от предыдущего правительства к нынешнему. С приходом нового губернатора появилась надежда на то, что ситуация улучшится, что у обновленной команды не будет проблем и с четким грамотным планированием инвестпроектов, и с их реализацией. Увы, надежды не оправдались. Ничего, по сути, не изменилось. Я говорил об этом год назад. Но если тогда в какой-то степени это «заразительное» неумение можно было списать на то, что часть проектов начинала предыдущая власть, то сегодня переводить стрелки не на кого. Трудовой стаж новой краевой команды уже более двух лет. Как говорится, сами с усами. Сами напланировали – сами не выполняют.

– Неужели все так плохо?

Д. О.: – Не все. Какие-то программы выполняются, и очень даже качественно. Но именно инвестиционная сторона деятельности правительства оставляет желать лучшего.

Фото: АиФ / Сергей Копышко

Своя рубаха ближе… 

– Есть очень неприятное для слуха слово «секвестр». Когда резать больно, но надо. На какие статьи расходов бюджета вы бы наложили вето?

Д. О.: – В первую очередь, по-моему, нужно сокращать расходы на госуправление, на содержание аппарата. Покушусь, может быть, на святое, но даже статью на содержание Законодательного собрания я бы тоже пересмотрел. За последние несколько лет она выросла весьма серьезно. Не понимаю, почему парламент, образно говоря, растет в цене. Если бы одновременно росло и благосостояние жителей края, тогда еще куда ни шло. Но качество жизни снижается. Нам говорят, что наступили непростые времена. А затраты на работу власти всех уровней растут. 

– Мы до сих пор находимся в кризисе. Плюс санкции со стороны Запада. Плюс неблагоприятная ситуация с ценами на нефть. Нужны ли промышленности края налоговые послабления? Или необходимо усилить налоговую нагрузку?

Д. О.: – Здесь нужен дифференцированный подход. Предприятиям, которые только-только стартуют и которые намерены заниматься производством товаров, я бы на период становления давал налоговые каникулы. То есть освободил бы от любых налогов. Совсем другое дело – торговые предприятия со своим «спекулятивным» подходом: купил-продал-получил прибыль. В этом случае я категорически против любых льгот. Поддерживать нужно реальный сектор экономики, реальных производителей. И в первую очередь развивающиеся предприятия. 

– Что, по-вашему, ждет всех нас после 2017 г.: падение в долговую пропасть или подъем экономики?

Д. О.: – Да мы не знаем, какие сюрпризы принесет нам 2015 г. и что нас ждет в конце этого года, а вы просите заглянуть на трехлетку вперед! Я не Мессинг и не Ванга. Загадывать не берусь. Я живу здесь и сейчас. И проблемы привык решать по мере их возникновения. Надеюсь, что и с краевым бюджетом мы общими усилиями разберемся.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

                     
        Самое интересное в регионах