В России 313 муниципальных образований в статусе моногорода, и 75 из них требуют скорейшей помощи. Причем методы оживления моногородов, существующие как в Европе, так и в Америке, нам не подходят.
У нас узка специализация кадров в моногородах, нехватка жилья, территориальная удаленность, низкая мобильность населения. И просто так выделить федеральные средства на диверсификацию экономики таких городов не получалось: подготовить самостоятельно качественные инвестпроекты властными силами на местах невозможно, никаких ресурсов для этого нет.
От заявки – к проектам
Решить эту важную задачу призвана специальная структура, которая уже действует под эгидой госкорпорации Внешэкономбанка (ВЭБ) – Фонд развития моногородов (ФРМ). Главное его дело – создание инфраструктуры для запуска новых проектов в моногородах. В ближайшие три года на эту работу выделят почти 30 млрд руб.
В официальной информации российского Кабинета министров сообщается, что ФРМ выполняет роль проектного офиса по реализации инвестиционных проектов в моногородах. На практике это означает, что фонд будет получать заявки от регионов и муниципальных образований, анализировать, систематизировать, а затем, как сказал Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов, «выкатывать готовые проекты, под которые можно выделять финансовые ресурсы в конкретных городах».
Один к девяти
С одной стороны, проблемы моногородов в социально-экономическом плане одинаковы: крайне скудный бюджет, безработица, очень низкий уровень жизни населения. С другой стороны, ясно, что по одному шаблону решить эти проблемы нельзя: нюансы многолики. Поэтому фонд призван учесть диалектическую составляющую этой проблемы: объединить при решении проблем каждого моногорода общее, единичное и особенное в диверсификации его экономики.
И здесь все важно: фонд должен подсказывать план развития во взаимодействии с местными властями, помогать кадровыми, информационными и финансовыми ресурсами. Эффективной помощью будет составление качественной и квалифицированной заявки на получение бюджетных средств. А вот исполнение инвестиционных проектов возлагается на местные власти. И это логично и обоснованно: стабильность поддержки федерального центра требует постоянного контроля территории, которая ее получает.
Президент и правительство России уделяют этой исключительно важной теме особое внимание: Фонд развития моногородов должен обеспечить инвестиционный поток и механизм отбора проектов инвестиционного развития. Во главе угла – задача диверсификации экономики моногородов.
В этой связи понятно назначение на должность руководителя ФРМ пермяка Дмитрия Скриванова. Юрист по образованию, успешный бизнесмен, управленец, он уже 14 лет является депутатом Законодательного собрания регионального уровня. Причем работа во главе ФРМ оставляет ему мандат депутата. Дмитрий Скриванов хорошо знает проблемы моногородов, владеет вопросами бюджетной и налоговой политики. Укреплять федеральные кадры пермяками уже стало доброй российской традицией – нам есть кем гордиться.