Аргументы и Факты
perm.aif.ru
16+
Пермь
Аргументы и Факты
perm.aif.ru
16+
Пермь
Примерное время чтения: 5 минут
55

Главное — идея! Школьники из Перми придумали, как решать любые экозадачи

Сюжет Пермь — мастерская будущего — 2025
Анна Якурнова / АиФ

Человек сильно влияет на природу, и не всегда это влияние бывает положительным. К XXI веку люди столкнулись с такими глобальными экологическими проблемами, как разрушение озонового слоя, пересыхание рек, загрязнение окружающей среды мусором. Учёные постоянно ищут способы сохранить планету. Но что, если решения могут найти обычные школьники?

Гении Прикамья

Участниками конкурса «Пермь — мастерская будущего — 2025» стала сборная команда школ №№ 30, 93, 22 и 132. Все школьницы занимаются в ресурсном центре «Гении Прикамья». Дарья Мохова уже изобретала разнообразные головоломки, но для создания полноценной игры ей понадобилась команда, в которую вошли юные изобретательница Дарья Шейнина , Алёна Рассадова и сёстры Ольга и Майя Шардаковы.

«Наметки игры были уже давно, витали в воздухе, но всё никак не получалось заняться этим всерьёз. И вдруг мы узнали о конкурсе, который заставил нас взяться за создание игры и подать заявку», — поделилась куратор проекта, специалист по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Оксана Веденеева.

В основу игры «ЭкоТРИЗ» легла теория решения изобретательских задач, которая основана на утверждении, что любая проблема может быть решена путём анализа её структуры и поиска противоречий. Игра состоит из трёх наборов карточек: «Проблема», «Приём ТРИЗ» и «Ресурсы». Участник вытягивает по одной карточке из каждой стопки и пытается найти решение в заданных условиях.

«Мы решили объединить экологические проблемы с теорией решения изобретательских задач. Так и родилась эта идея. Мы старались сделать игру максимально понятной для детей», — рассказала участница проекта Даша Шейнина.

Фото: АиФ/ Анна Якурнова

Самым сложным этапом для юных экологов стал процесс создания карточек. Для каждой из них одна Даша придумывала стихи, а другая Даша рисовала картинки. Работа заняла почти три месяца. Даже когда одна из участниц легла на обследование в больницу, она продолжала помогать создавать игру.

Так у «ЭкоТРИЗ» появился собственный символ — экоробот Лукоша, который помогает ребятам находить решения.

Решить любую задачу

Ещё одна особенность игры — она учит школьников теории изобретательских задач, которая поможет им в решении любых технических или социальных вопросов.

«Эти карточки сейчас помогают решать экологические проблемы, но ТРИЗ позволяет находить решения для самых разных задач. В эту игру можно играть всей семьёй. Даже маленькие дети, у которых больше воображения, могут предложить интересные варианты», — рассказала Оксана Веденеева.

Фото: АиФ/ Анна Якурнова

С другой стороны, игра несёт большую образовательную ценность для будущих изобретателей, которые стремятся решать экологические проблемы, но не всегда обладают достаточными знаниями в этой области.

«Инженеры знают, как работает зубчатая передача, но, например, не всегда разбираются в проблеме Тихоокеанского мусорного пятна. Теперь они могут применить свои знания для решения экологических задач. И всем нравится чувствовать себя спасателями планеты», — объяснила специалист по ТРИЗ.

От школьников — студентам

Проект школьниц не только получил высокие баллы от жюри и поддержку от «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», но и заинтересовал преподавателей вузов, которые предложили юным экологам представить игру на базе университета.

«Мы бы хотели, чтобы ребята проводили занятия для наших студентов, в том числе по экологии, чтобы вовлечь их в эту тематику и погрузить в соответствующую атмосферу. Пермские школьники уже не один год решают экологические вопросы региона, а студенты, особенно первокурсники, не всегда осведомлены об этих проблемах», — поделился мнением член жюри, доцент кафедры «Охрана окружающей среды» ПНИПУ Александр Сурков.

Фото: АиФ/ Анна Якурнова

Игра «ЭкоТРИЗ» позволяет находить ответы на сложные вопросы простым способом. При этом сама система ТРИЗ предполагает отсутствие неверных решений: после игры у ребят будет не одна идея, как помочь природе, а несколько.

«Я думаю, что именно дети могут придумать очень простые, но нужные решения, потому что они мыслят нестандартно и не имеют внутренних ограничений. Так мы можем помочь экологии, ведь любая идея способна воплотиться в жизнь», — рассказала Даша.

Девочки уже провели игру «ЭкоТРИЗ» в своих школах, а в будущем, возможно, выйдут и в университеты. Кроме того, проектом уже заинтересовались инвесторы, которые хотят помочь в тиражировании игры.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах