В Пермском крае всё чаще возникают споры по интеллектуальной собственности. «Вязовские чудо-пряники», «Счастье не за горами», «Сердце пармы» – известные бренды, вокруг которых в этом году разразились настоящие баталии.
Как борются авторы и правообладатели товарных знаков? Что такое авторское право? И как его не нарушить?
Автор VS бизнес
В январе 2023 г. пермский ресторан Belka включил в своё меню вязовский пряник. Это возмутило народных мастеров Галину и Игоря Вязовых-Кожуховых из Кунгура. Они много лет работают под торговой маркой «Вязовский чудо-пряник», а их сладкая выпечка стала одним из главных сувениров Пермского края. Чтобы разрешить конфликт, ресторану пришлось придумать новое название блюду (теперь это «Кунгурский пряник») и перепечатать меню.
Ещё один громкий спор возник из-за пермского арт-объекта «Счастье не за горами». Предприниматель из Нытвы Алексей Мальцев зарегистрировал одноимённый товарный знак и начал требовать выплаты за использование известной фразы. Художник Борис Матросов, который создал арт-объект, теперь оспаривает его коммерческую регистрацию через Палату по патентным спорам.
Широкий общественный резонанс вызвала ситуация, которая сложилась вокруг романа Алексея Иванова «Сердце пармы». Официальный дилер Toyota Verra запустил туристические маршруты, названные по популярной книге, производитель алкогольной продукции «Амбер Пермалко» подал заявку на регистрацию одноимённого товарного знака, ювелирная компания «Сереброника» выпустила серию украшений «Сердце пармы» и зарегистрировала товарный знак за собой. Продюсер уральского писателя Юлия Зайцева назвала это грабежом. Реакция предпринимателей не заставила себя ждать. Представители автомобильного бизнеса принесли извинения «за досадную ошибку» и удалили из анонсов неугодные маршруты. Алкогольная компания отозвала заявку на регистрацию товарного знака «Сердце пармы», а ювелиры приняли решение отказаться от товарного знака и ликвидировать коллекцию, созданную по мотивам известного романа.
География конфликтов по интеллектуальной собственности широка. Их фигурантами зачастую становятся люди из разных уголков мира. Пример тому – дело пермского изобретателя Андрея Ремянникова. Он обнаружил, что в интернете гражданин Туниса продаёт нелицензионную версию его язычкового барабана. По сообщению судебных приставов, недобросовестного продавца предупредили о правовых последствиях использования чужих интеллектуальных прав, и он исполнил требования.
По сообщению Кировского районного суда Перми, представители лондонской компании Entertainment One UK Limited потребовали взыскать с владельца детского клуба в Перми 50 тыс. руб. в счёт компенсации за незаконное использование образа мультипликационного героя Свинки Пеппы.
Авторское право ≠ товарный знак
Что же такое авторское право и чем оно отличается от товарного знака? Вопросы авторского права регулируются гл. 70 Гражданского кодекса РФ. По ст. 1255 авторскими правами являются интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. Они позволяют авторам контролировать использование их трудов и получать за это вознаграждение. Авторское право возникает у автора автоматически, прямо в момент создания произведения.
Исключительное право на товарный знак возникает с момента его государственной регистрации. Оно не даёт правообладателю такую широкую монополию, как авторское право, а распространяется только на те виды товаров и услуг, которые были указаны при регистрации. То есть авторское право защищает оригинальную работу, в то время как товарный знак защищает предметы (особенное обозначение продукции), которые позволяют отличать один бизнес от другого.
За нарушение авторских прав предусмотрены различные виды юридической ответственности: гражданско-правовая, административная, уголовная. Например, на основании ст. 1301 Гражданского кодекса РФ с правонарушителя могут взыскать компенсацию в размере от 10 тыс. до 5 млн руб. Одни считают, что ответственность за нарушения авторского права слишком жестокая. Другие – что интеллектуальный труд бесценен.
Как не нарушить закон?
Доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданского права ПГНИУ Антон Матвеев постарался дать краткий алгоритм, который позволит использовать чужой контент, не нарушая авторские права.
«Во-первых, нужно понимать, что авторское право охраняет как произведения в целом, так и их части. Но оно не охраняет абсолютно всё, что создал автор. Авторское право не охраняет нетворческие результаты. При этом в судебной практике применяется несколько критериев, позволяющих разграничить творческое и нетворческое. Также авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты.
Авторское право охраняет как произведения в целом, так и их части
Во-вторых, если вы знаете, что произведение охраняется авторским правом, то должны проверить, не истёк ли срок действия исключительного авторского права (оно охраняется в течение жизни автора и 70 лет после смерти).
В-третьих, если контент не охраняется авторским правом, то это не означает, что его можно свободно использовать. Нужно проверить, не охраняется ли он иными правовыми институтами (например, права артистов-исполнителей, права на товарный знак и т. д.)», – пояснил учёный.
Если контент не охраняется авторским правом, то это не означает, что его можно свободно использовать.
В каком случае можно использовать охраняемый авторским правом контент? Либо на основании согласия правообладателя, либо на основании закона.
«В Гражданском кодексе РФ установлен перечень случаев свободного использования произведений. Мы должны знать его и понимать условия применения каждого из случаев свободного использования. К ним, например, относятся цитирование, иллюстрирование в учебных целях, пародия и карикатура, воспроизведение фонограмм и кинофильмов в личных целях», – подытожил Антон Матвеев.
В самое сердце
Патентный поверенный РФ, старший юрист филиала юридической фирмы «Городисский и Партнеры» в Перми Татьяна Филимонова:
«Книга является произведением литературы, охраняемым авторским правом, а название – его неотъемлемой частью. Для защиты своих исключительных прав на книгу автор не обязан регистрировать её название в качестве товарного знака, потому что книга и товарный знак являются самостоятельными независимыми объектами интеллектуальной собственности, на которые признаются исключительные права».
Для защиты своих исключительных прав на книгу автор не обязан регистрировать её название в качестве товарного знака.
Если же известная в России книга была написана ранее, чем подана заявка на товарный знак лицом, не имеющим на то согласие писателя, автор книги вправе обратиться с возражением в Роспатент за досрочным прекращением правовой охраны такого товарного знака, поскольку она предоставлена с нарушением требований гражданского законодательства. Дело в том, что в обязанности Роспатента не входит проведение экспертизы на предмет выявления в товарном знаке тождественных или сходных до степени смешения более ранних объектов авторского права.
Следует также отметить, что использование названия произведения в товарном знаке либо иных объектах интеллектуальной собственности в коммерческих целях возможно на законных основаниях либо с согласия правообладателя, либо без согласия, но в случаях, если произведение перешло в общественное достояние.
Споров стало больше?
Адвокат, патентный поверенный по товарным знакам и промышленным образцам, партнёр Адвокатского бюро «Ахметов, Хозяйкин и Партнеры» Валерия Буркова:
«Есть ощущение, что количество споров по интеллектуальной собственности неуклонно растёт. График заседаний Палаты по патентным спорам перегружен».
Количество споров по интеллектуальной собственности растёт.
На мой взгляд, этому способствует совокупность причин. В их числе – рост количества регистраций товарных знаков. Придумать что-то новое становится сложнее, поэтому всё чаще имеет место заимствование. Иногда обладатель товарного знака даже не подозревает об этом, как результат – возникает спор.
В случае с предпринимателем Алексеем Мальцевым, который зарегистрировал товарный знак «Счастье не за горами», очевидно, что придуман он не с нуля. Был заимствован популярный и любимый пермяками слоган, который стал известным благодаря художнику Борису Матросову. И таких случаев всё больше. Как следствие, всё больше споров об аннулировании подобных знаков.