Вокруг названия известного романа Алексея Иванова разразился настоящий скандал. Владельцы ювелирной компании «Сереброника» зарегистрировали товарный знак «Сердце пармы». Продюсер писателя Юлия Зайцева назвала это грабежом. Ювелиры потребовали извинений и собрали пресс-конференцию, чтобы объяснить всем, что «вовсе не Иванов придумал это название» и потому они имели право зарегистрировать права на этот товарный знак. Кто же придумал «Сердце пармы»? Чем аргументировали свои претензии стороны конфликта? Будет ли суд? Читайте в материале perm.aif.ru.
«Ошибки возможны»
С чего всё началось? 6 сентября Юлия Зайцева на своей странице в соцсети «ВКонтакте» обратилась к издательствам, кинокомпаниям, журналистам, писателям и читателям со словами «Караул, нас грабят». Она рассказала, что различные компании начали использовать название «Сердце пармы» без обращения к автору. А одной из них – «Серебронике» – даже удалось зарегистрировать одноимённый товарный знак. Продюсер заявила, что будет судиться за название, чтобы «внушить крупному бизнесу, что интеллектуальная собственность требует защиты».
Владельцы ювелирной компании не смогли проигнорировать громкое заявление. Они назвали слова Юлии Зайцевой оскорбительными, сообщив, что будут требовать извинений и компенсации морального вреда.
14 сентября Андрей Саламатин собрал пресс-конференцию для всех желающих, чтобы представить свою точку зрения о сложившейся ситуации. В соцсетях Юлия Зайцева поделилась сожалениями о том, что не сможет приехать.
Конференция началась в 19.00. Андрей Саламатин заметно нервничал и отметил, что находится в извинительной и оправдывающейся позиции. Начал он с заявления о том, что название «Сердце пармы» придумал не Алексей Иванов, сославшись на интервью, опубликованное в «Независимой газете» 8 сентября 2005 года.
«Словосочетание «Сердце пармы» придумал не Иванов. И этому есть несколько доказательств, в том числе он неоднократно давал интервью и есть ссылки на эти интервью в интернете. Цитирую: «Да, «Сердце Пармы» – не моё название. Оно мне не нравится. Я говорил, что такое название – помесь «Пармской обители» и «Сердца Бонивура». Мне вообще не нравятся «анатомические» названия. Они, мне кажется, лучше подходят для произведений не совсем моего профиля – «Голова профессора Доуэля», «Лучшие попки пляжа» и т.п. Но меня в издательстве «Пальмира» не послушали – и оказались правы. Название «прижилось», – прочитал он.
На этих словах в зал зашла Юлия Зайцева, поздоровалась и села в первый ряд перед Саламатиным.
«По мнению юристов, которые работали с названием «Сердце пармы», оно не охраняется авторским правом, поскольку не является творческим. Это название родилось не во время творческого процесса, а предложено издателем как коммерчески более привлекательное», – продолжил Андрей Саламатин.
Также бизнесмен обратил внимание, что компания прошла все установленные процедуры и получила регистрацию товарного знака. Якобы это добавило уверенности, что организация действует законно.
«Ошибки возможны. Они бывают у каждой компании. Я не утверждаю, что это ошибка. Юристы будут разбираться», – сказал он.
Что сказал Иванов?
Юлия Зайцева возразила Андрею Саламатину. Она пояснила, что издатель может порекомендовать изменить название, но всё-таки придумывает его писатель.
«Роман «Сердце пармы» вышел в 2003 году. Он переиздаётся в куче издательств 20 лет. И на книгах стоит копирайт (знак авторского права) Алексея Иванова. Никто кроме вас больше не претендовал на его использование, не заявлял, что оно писателю не принадлежит. Это название Алексея Иванова, я вас уверяю», – сказала она.
После этого продюсер сослалась на гражданский кодекс РФ, который регламентирует вопросы интеллектуальной собственности. Она напомнила, что согласно закону произведения литературы охраняются авторским правом. Регистрировать название книги как товарный знак без согласия автора нельзя. А одобрение Иванова получено не было.
По словам Юлии Зайцевой, Алексей Иванов отправлял претензию в адрес ювелирной компании. Но в ответном письме писателю сообщили, что название ему не принадлежит.
«Меня очень заинтересовала инициатива господина Саламатина – он работает на опережение. Я не успел дожить свою реальную биографию, а он уже придумывает мне альтернативную. Весьма любопытно было узнать новые подробности моей творческой деятельности. Советую фирме «Сереброника» закрепить за собой ещё и товарный знак «Карман пармы», о знаке «Мозг пармы» можно не беспокоиться. Он фирме не потребуется», – процитировала ответ писателя на это Юлия Зайцева.
Не единственные пострадавшие
После этого продюсер сообщила, что ведёт работу по аннулированию товарного знака «Сердце пармы», а также планирует взыскать с ювелиров компенсацию в размере пяти миллионов рублей за нарушение авторского права. Она сообщила, что эти деньги Алексей Иванов планирует потратить на защиту интеллектуальных прав других авторов.
«Мы будем помогать авторам защищать их права, и финансово, и методически. Будем оплачивать юристов, делиться своим опытом и стратегиями. А начнём с тех людей, которые считают себя пострадавшими от «Сереброники». Мы получили много претензий в личные сообщения в их адрес. Считаем справедливым, если компания сама оплатит ущерб, который она нанесла этим авторам и художникам», – объявила Юлия Зайцева.
Андрей Саламатин поблагодарил продюсера за то, что она лично приехала на пресс-конференцию, и предложил начать переговоры.
«Под напором обаяния»
Юлия Зайцева потребовала от Андрея Саламатина извиниться перед Ивановым за то, что нарушил его авторские права, написать в Роспатент отказ от товарного знака, прекратить выпуск и продажу коллекции украшений «Сердце пармы», ликвидировать выпущенные украшения. Взамен Андрей Саламатин попросил отказаться от претензий к своей компании и не наказывать её финансово, то есть не подавать иски.
«Под напором вашего обаяния, Юлия, ваших аргументов, конечно, случается озарение у предпринимателей – это во-первых. Во-вторых, как-то стало понятно, что это использование приносит вреда больше, чем пользы», – подытожил Андрей Саламатин.
Согласно посту, который опубликовал Андрей Саламатин, 15 сентября он дал поручение патентному поверенному срочно подготовить все документы на отзыв регистрации.
«Сама коллекция уже сегодня недоступна к продаже и готовится к ликвидации», – написал он.
Юлия в свою очередь обещала Саламатину провести инспекцию его коллекций и указать на другие нарушения прав художников, ювелиров, писателей, чтобы компания исправила ошибки.
«Ещё не победа. Будем следить за тем, чтобы слова не оказались просто словами», – написала она.