На прошлой неделе оргкомитет по подготовке к юбилею Перми утвердил логотип к 300-летию. Его выбрали из нескольких вариантов, которые отобрали из всех 60 идей символа юбилея, присланных на конкурс (отправить вариант лого мог любой желающий).
Портал с цифрами
Проекты рассмотрел экспертный совет, в который вошли представители научного и культурного сообществ, депутатского корпуса, общественных объединений. Он проголосовал за концепцию, которая легла в основу будущего логотипа. Координатор рабочей группы по созданию логотипа, шоумен Гавриил Гордеев представил финальный вариант символа 300-летия Перми. Логотип выполнен в концепции «контейнер». Суть в том, что его сделали на основе формы, которую можно будет «гибко наделять разным смысловым и визуальным содержанием и при этом оставаться в рамке юбилея».
«Выбранная концепция символизирует портал – через логотип мы смотрим на город: события прошлого, эмоции жителей в настоящем, проекты будущего. В центре такой концепции стоит начертание цифр. В поиске правильной формы было проанализировано более сотни шрифтов и начертаний «300», – пояснил на презентации логотипа Гавриил Гордеев. – В варианте, на котором мы остановились, каждая сфера – прошлое, настоящее и будущее – равновелика. Но настоящее и будущее стоят на одном уровне, призывая быть в настоящем и устремлённо развивать будущее, а прошлое занимает позицию ниже и становится основой для цифры «3». Таким образом, тройку образует сфера и острые очертания буквы «П», которые отсылают к логотипу Перми, разработанному в 2009 г. Главный цвет – красный, цвет герба. Цвет силы, энергии, праздника».
Звучит красиво, а вот выглядит… С критикой в адрес выбранного логотипа выступили многие – дизайнеры, преподаватели, журналисты, политики… «Жуть!» – так ёмко высказался о знаке родного города депутат Госдумы от Пермского края Игорь Шубин.
А что же экспертное сообщество? Директор Музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева обратила внимание на то, что созданный логотип очень похож на символ, созданный в 2018 г. к 400-летию Новокузнецка. Сходство отмечали и некоторые дизайнеры. Но, по мнению многих, главная беда не в том, что символ не оригинален. Команда дизайнеров студии Level Design Communications считает, что выбранный вариант – просто рабочая лошадка без содержательного смысла. Нет в нём ничего пермского. С этим согласен и арт-директор общеобразовательной школы дизайна «Точка» Никита Семёнов.
«В процессе выбора логотипа утерян главный смысл – зачем он вообще нужен. Правильнее было бы начать с определения философии самого юбилея, тогда логотип, как часть визуальной системы, должен решать определённую роль в раскрытии этой философии, – считает он. – В отсутствии этой концепции это просто бессмысленная яркая картинка для галочки. Подход очень поверхностный и неэффективный. Определённые задачи он решает, но лишь самые базовые. Могло быть и хуже, а должно быть лучше. Особенно в городе, где был Центр развития дизайна, и где визуальная культура определённый период была на порядок выше других российских городов, включая Москву и Питер».
Поторопились?
После того как логотип утвердили, появился ещё один вариант – неконкурсный. Его предложил пермский дизайнер Сергей Харин. Он продумал концепцию и детально её объяснил. По его мнению, его вариант символа города учитывает историю и особенности Перми. Пост, в котором он представил логотип, собрал массу восторженных комментариев жителей, которым понравился такой символ.
«За основу графического решения логотипа я взял самые узнаваемые символы города: бляху с медведем Пермского звериного стиля, стелу на въезде в Пермь, паровой Царь-молот Мотовилихи и здание Пермской галереи. «Пермь» в логотипе стилизована под линии медведя на бляхе, шрифт напоминает древнерусскую вязь. Доминирующий мягкий знак отсылает к местному говору «ПерЬмЬ». Дико режет ухо, когда слышу «Перм» или «Перьм». Незамкнутый контур квадрата отсылает к недостающему куску бляхи с медведем. Второй задачей было сделать цифры 300 непохожими на буквы ЗОО», – объяснил Сергей.
Никита Семёнова считает, что предложенный Сергеем логотип – это вариант того, что могло бы получиться, если бы выбор символа юбилея проходил иначе.
«Это яркий пример того, что могло бы получиться, если бы пригласили дизайнеров к разработке на адекватных условиях, а не пытались бы заигрывать со всеми жителями. Этот лого так же сделан вне какой-то общей продуманной концепции, но судя по тёплым комментариям по отношению к этому логотипу, он понравился жителям. В нормальных условиях можно было бы выбрать из нескольких хороших вариантов, где этот не факт, что победил бы», – считает Никита Семёнов.
Это яркий пример того, что могло бы получиться, если бы пригласили дизайнеров к разработке на адекватных условиях, а не пытались бы заигрывать со всеми жителями.
Почему же таких достойных работ не было среди тех, что рассматривали?
«Нужно по-другому строить конкурс – чтобы профессионалам было интересно и удобно участвовать», – считает дизайнер студии Level Design Communications Георгий Коняев.
«Не все до конца даже понимают, в чём заключался процесс выбора логотипа. Начали вроде нормально – с выбора лучших дизайнеров города, среди кого можно было сделать внутренний конкурс. Потом отменили и провели конкурс идей у всех желающих, – говорит Никита Семёнов. – Важно отметить, что именно идей, а не логотипов. На основе этих идей какой-то дизайнер сделал свои варианты, а за них уже голосовала комиссия, среди которой не было ни одного дизайнера. Если убрать лишние слагаемые, то получился обычный заказ на логотип, который нужно обязательно принять, так как времени тянуть уже нет».