Примерное время чтения: 4 минуты
619

Куда ползут мосты. Почему сильные ливни повредили путепроводы?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. АиФ-Прикамье 26/07/2017
Крупные мосты - Красавин­ский, Коммунальный, железнодорожный - стихию выдержат, так как у них огромные отверстия для пропуска воды.
Крупные мосты - Красавин­ский, Коммунальный, железнодорожный - стихию выдержат, так как у них огромные отверстия для пропуска воды. / Александр Андреев / АиФ

Чуть позже выяснилось, что сполз откос на подъезде к сооружению, однако менее тревожно от этого не стало. К тому же за две недели до того «поехал» и стык дороги с мостовым переходом через реку Юг.

Под откос

Фото оползня на Красавинском мосту, которое очевидцы выложили в соцсетях, быстро разлетелось по Интернету. На кадрах видно, что обрушилась опорная стенка, часть дороги и деформировалось ограждение. Жители города всерьёз начали опасаться, что движение на этом участке могут закрыть или ограничить. Учитывая, что весь город этим летом перерыт, дорожная ситуация грозила стать критической.

К счастью, всё оказалось не так страшно. Вода размыла откос на 51-м километре Западного обхода. Дорожное полотно не повреждено, заторов транспорта нет.

«Сейчас подрядчик выполняет работы по восстановлению объекта. На место происшествия завозится инертный материал, в восстановительных работах задействовали три единицы техники», – пояснил начальник краевого Управления автомобильных дорог Андрей Морозов.

Срок окончательного восстановления откосной части автомобильной дороги – среда, 26 июля. 25 июля открыли и повреждённый участок моста через р. Юг, на 36-м километре трассы Пермь – Екатеринбург. Если крупные мосты устояли и повреждения коснулись подъездных путей, то мелкие в начале июля просто смыло. Например, обрушился переход через р. Кет. Стихия отрезала от цивилизации г. Чёрмоз. В Ильинском районе, возле с. Кривец, затопило переход через р. Елковка, уплыл мост в п. Майкор Коми округа.

Считайте воду

Заслуженный строитель России Михаил Плеханов, который участвовал в возведении Камской, Воткинской ГЭС, говорит о том, что непогода дала серьёзный повод задуматься. Прежде всего о том, что мосты нужно строить так, чтобы они могли выдержать большой объём воды.

«Такого массированного выпадения осадков за короткое время прежде не было, – говорит Михаил Плеханов. – И это теперь нужно учитывать. Чем больше воды, тем выше объём поверхностного стока. Это значит, что реки становятся более полноводными, что непременно ведёт к затоплению их пойменной части. С учётом новых данных необходимо рассчитывать коэффициент обеспеченности водой. Это нужно для того, чтобы мосты могли выдержать большой приток. Рассчитывается эта цифра отдельно для каждой территории. Например, если коэффициент 1 к 100 – это означает, что предельный приток воды бывает раз в 100 лет. На Камской ГЭС – 1 к 1000. То есть один раз за одну тысячу лет могут быть осадки, которые способны привести к затоплению объекта. Но когда именно это произойдёт – неизвестно. В целом по краю коэффициент – 1 к 50».

По словам специалиста, крупные мосты – Красавин­ский, Коммунальный, железнодорожный – стихию выдержат, так как у них огромные отверстия для пропуска воды. А вот если речь идёт о небольших конструкциях, то проектировщики обязательно должны предусматривать возможность пропуска большого потока, чтобы существенно не повредить конструкции либо подъезды к мосту (как это произошло в случае с переходом через р. Юг). Правда, такая работа обычно приводит к удорожанию проекта.

«Есть и ещё одна проблема: нет строгого контроля качества. Раньше невозможно было даже заменить один материал на другой без согласования с заказчиком. А сейчас этим занимается сам подрядчик. Например, при укладке асфальтового покрытия мы прежде использовали битум марки, соответствующей требованиям ГОСТа. Сейчас выбирает подрядная организация. Контроль со стороны заказчика – относительный, что негативно влияет как на качество работ, так и на эксплуатацию сооружения», – констатирует наш эксперт.

Понятно, что полностью защитить мосты от стихии вряд ли возможно – природа всегда сильнее. Однако, с учётом нового опыта, стоит поставить во главу угла не экономию, а безопасность.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах