Между тем у нас есть всё, чтобы преобразить город, в котором будет радостно жить. Так считает наш гость – Людмила Карнаухова, известный художник-модельер, президент фонда «Высокий сезон».
Дизайнеры – в подполье?
Ирина Гилёва, «АиФ-Прикамье»: – Одно время в Перми проводили несколько конкурсов молодых модельеров, модная жизнь буквально бурлила. И вдруг она затихла. Почему?
Людмила Карнаухова: – Да, не стало конкурсов «Бриллиантовая булавка», «Красное платье». Видимо, они изжили себя, выполнив определённую задачу. Но у нас есть конкурс «Высокий сезон». Нынешней весной он пройдёт уже в 6-й раз. Организовать его посоветовали мои выпускники, ныне работающие дизайнеры. Занимаясь творчеством в стеснённых условиях (кто на дому, кто в маленьких салонах на определённый круг заказчиков), они варятся, так сказать, в собственном соку. А им хотелось бы показать свои возможности и творческий потенциал. Появляются новые имена. Скажем, Ольга Величко, победитель «Высокого сезона», представляла Пермь на международном конкурсе «Экзерсис» в Москве, где получила главный приз. Сейчас она открыла свою авторскую студию и успешно развивается в модном бизнесе.
– А что нужно сделать, чтобы в Перми было больше ярких красок?
Л. К.: – Конечно, город – это люди. Мы постоянно видим интересные идеи, но оригинальную одежду на улицах, увы, встречаем крайне редко. Сколько может создать мастер уникальных изделий? Двадцать, тридцать, пятьдесят, ну пусть 100 штук в год. Только это не изменит общую картинку Перми. Нужны мастерские, производственные цеха, профессиональные коллективы, наконец, участие в международных конкурсах, чтобы держать руку на пульсе. Хорошо было бы создать цепочку «дизайнер – фабрика», как это сделала, к примеру, победительница «Высокого сезона» Татьяна Бауэр. Её промышленную коллекцию высоко отметили профессионалы на конкурсе «Мода России». Сейчас Татьяна работает с фабриками не выезжая из Перми. К сожалению, пока это единичный пример. Но мы будем делать всё, что в наших силах, чтобы способствовать продвижению молодых, креативных дизайнеров. В том числе и на конкурсах. Кстати, с этого года в Прикамском социальном институте возобновляется приём на специальность «Дизайн одежды».
Одежда – продукт стратегический
– В своё время в Прикамье была целая модная инфраструктура: работали Дом моделей одежды, фабрика «Кама» (женское платье), «Пермодежда» (верхняя одежда), Оханская швейная фабрика, Чайковский комбинат шёлковых тканей, Кунгурская обувная фабрика. Сможем ли вернуть всё обратно?
Л. К.: – Не вижу предпосылок для этого. Хотя, судя по ситуации сегодня, нам ничего не остаётся, как научиться обеспечивать себя самим. Но то, что было раньше, в советские времена, когда шили качественно и недорого, если и вернётся, то не так скоро. У нас нет сейчас узбекского хлопка, камвольные комбинаты буквально на ладан дышат, поэтому лёгкая промышленность будет ещё долго переживать сложные времена. Но жизнь продолжается. И если мы вернёмся к своему производству, оно будет ориентировано уже на мировые тенденции. Дизайнеры будут предлагать нечто среднее между нашими желаниями и действительностью.
– Швеи сейчас востребованы. Вот только вакансии некому заполнять. Почему?
Л. К.: – Да, кадров не хватает. Квалифицированные швеи ушли, а молодёжь в эту профессию не идёт, потому что негде работать. Сейчас к нам часто обращаются малые предприниматели, работающие в этой области, и буквально умоляют: «Пришлите своих студентов на практику». Считаю, что должна быть государственная программа по возрождению лёгкой промышленности, иначе трудно будет одеть такую огромную страну. Одежда – это стратегический продукт.
Грубость и нежность
– Наступает весна. Что посоветуете модницам?
Л. К.: – Этой весной будут актуальны потёртые куртки больших размеров, джинсы с завышенной талией, декорированные майки, как у героев рок-сцены, юбки-пачки из многослойного шифона. Появляются эффектные вещи из сетки – топы, юбки, платья, платья-комбинации, костюмы-пижамы как бы с чужого плеча. Всё носим смело в разных интерпретациях. Цветные полосы – чем ярче, тем лучше. Тема флористики популярна в платьях и туниках в этом сезоне. Носят их с босоножками и ботильонами на шнуровке или в контрастных сочетаниях, например, с грубыми чопперами или «казаками».
– Как вы относитесь к празднику 8 Марта?
Л. К.: – Для меня это праздник весны, которую я очень жду. Это яркое солнце, розы-мимозы, птички-синички. Поэтому всех – с наступающей весной. А пожелания такие: чтобы наши женщины были любимы, пребывали в хорошем настроении и всегда эффектно выглядели!