В восемь утра – завтрак. И сразу на раскопки. После обеда – два часа отдыха (дров нарубить, быт в палаточном лагере наладить). Затем до восьми вечера, почти до самых сумерек, – снова лопату в руки. А вечером – гитара. Человек с гитарой у костра – руководитель экспедиции Наталья Брюхова.
Что интересовало археологов в лесу у деревни Плотниково в Пермском крае – в материале «АиФ-Прикамье».
Нет слов кроме мата
Марина Сизова, «АиФ-Прикамье»: Наталья Геннадьевна, при входе в палаточный лагерь натыкаешься на улыбку Есенина. С собой везли портрет, который сейчас висит на дереве?
Наталья Брюхова: Портрет поэта нашли на соседней с лагерем свалке и не смогли его оставить гнить под дождями. Теперь Сергей Александрович живет в нашем лагере.
– Под поэтом выстроены в ряд лопаты. Они не только там, но и на раскопе. Не многовато?
– Современные лопаты ломаются сразу же. Их нужно просто очень какое-то бездонное количество. То ли дело старые, у которых деревянные черенки уже как железо. С такими и расставаться жалко.
– Пандемия внесла коррективы в планы этого сезона?
– Обычно на первые раскопки мы выезжаем в июне, нынче – с середины июля. Если бы не было пандемии, это была бы уже третья экспедиция, а не первая. И с нами нет нынче, к сожалению, студентов-первокурсников.
– Мы раскопали, по нашим подсчетам, где-то половину. База, от которой мы ездим – педуниверситет, Камская археолого-этнографическая экспедиция. Состав – научные сотрудники, студенты и просто люди, больные археологией. Экспедиции проводятся с лета 2007-го. Как раз тогда начали поступать звоночки, что средневековый могильник у деревни Плотниково в Коми округе сильно грабится. И тогда под руководством профессора Натальи Борисовны Крыласовой сюда приехал отряд. И, действительно, мы застали огромные ямы, выкопанные в лесу. Вокруг валялись человеческие кости, железные топоры, керамика, – в общем, всё то, что нельзя продать.
– Чёрные копатели?..
– Да, причём они были здесь всегда, ещё с XVI- XVII веков, когда эти погребения были тотально разрушены. В это время начинается заселение земель, активная распашка. И ещё, не забывайте, это ведь земли Строгановых, которые хорошо платили за древности. В 80-90-х тоже были зафиксированы около 100-150 грабительских ям.
– Кто эти грабители?
– Те, которые копают ямами, явно не местные жители. У них хорошее оборудование, они приезжают на хороших машинах, часто по весне, когда трава низкая и хорошо берёт металлоискатель. Готовятся заранее – изучают места, читают отчёты. Мы идем пешком по нескольку километров до места раскопок, потому что не можем проехать, нам кажется, что нет дорог, доходим до места, а там уже побывали чёрные копатели и везде следы вездеходов. Конечно, есть такие, которые копают из любопытства: что-то узнали, прошлись с металлоискателем, но они такой урон не наносят. А чёрные копатели, если выезжают, раскапывают всё подчистую.
– Сильный урон нанесён?
– В старину грабители копали примитивными инструментами – киркой, лопатой. С тех пор много вещей остаётся. Они были людьми более богобоязненными, не ломали, не выбрасывали кости, чаще просто сдвигали их в сторону. А если на место пришли современные чёрные копатели – они и все кости выбрасывают – после них ничего не остаётся. Черепа, может, забирают для продажи каким-нибудь оккультистам или медикам, потому что черепов мы не находим.
– Материтесь?
– Кроме мата не находится других слов. Разберёшь погребение и думаешь – а если бы оно было нетронутым, мы ведь бы восстановили все обряды и религиозные воззрения!
Одно из интереснейших, к примеру, погребений, уже разграбленных, к сожалению: в могиле разбросанные чёрными копателями кости женщины, рядом – развал черепков горшочков, явно в них было зерно, кости большой промысловой рыбы, кости трёх зайчиков и двух белочек. Если бы лежало так, как эту женщину похоронили, была бы полная картина. А нам приходится работать не столько археологами, сколько следователями. После походов чёрных копателей очень тяжело восстанавливать прошлое.
На севере - без пандемий
– Какие интересные находки сделали?
– Памятник датируется XIII-XV вв.. Это единственный могильник того времени в Пермском крае, на котором сейчас ведутся раскопки. У нас очень много материалов по более ранней ломоватовской культуре. А позже, в родановскую эпоху, становится меньше населения. Вряд ли это связано с какой-то экспансией. Возможно, происходит отток из-за каких-то климатических изменений. Известных городищ и могильников того времени – раз-два и обчёлся. По этому могильнику мы реконструируем родановскую культуру. На сегодня мы обнаружили 176 погребений. Из них инситных (нетронутых) - пять детских, и еще два взрослых, мужское и женское. Они сохранились только потому, что поверх них шли какие-то другие погребения, грабители подумали, что уже всё выбрали и ушли, до них не докопавшись. Вещи не главное. Значимо реконструировать образ жизни людей.
– Какие тогда жили люди, как они выглядели?
– Население разделено на два разных антропологических типа: невысокие грацильные (хрупкие) и высокие, крупные. Они жили здесь в одно время, вместе, сообща. Ещё с древних времён здесь обитало именно грацильное население - финно-угорской языковой группы, которое прежде занимало очень большую территорию – Прикамье, Татарстан, Башкирию, Удмуртию и т.д. В средние века стало примешиваться новое население – это люди, которые пришли с соседних территорий. Сказать, что это было неродственное население, несмотря на антропологические различия, наверное, нельзя. Разница с пришлыми небольшая.
– Какие болезни одолевали? Не было ли эпидемий?
– Обитало здесь мирное и спокойное население, не знавшее войн и эпидемий. Эти люди жили в климате с холодными зимами и умеренно тёплым летом. На костях трудно засечь быстротечные заболевания. Холера, чума – не успели бы оставить свои следы. А, к примеру, туберкулез, проказа – оставили бы. Здесь, на севере, не было пандемий, иначе мы бы натыкались на коллективные погребения, а их нет. Изредка встречаются парные захоронения, как правило – взрослый и ребенок. Они могли умереть одновременно. Либо могли умершего ребенка подзахоронить позже: оставить до похорон кого-нибудь из взрослых (например, зимой или в распутицу только из-за ребёнка ехать на кладбище и проводить обряд считалось нецелесообразно). Признаков каких-либо серьёзных заболеваний на костях мы не нашли. Если есть переломы, то они связанны с какими-то охотничьими переходами. Если в более ранние времена мы встречаем пики, мечи, боевые стрелы, то в эту эпоху встречаются только орудия для охоты. Жили охотой и рыболовством, ели рыбу, мясо, молочные продукты. Ещё не особо развито земледелие. Употребляли немного растительной (злаковой) пищи. Заметна большая нагрузка на кости ног – могли ходить за зверем. Очень много встречается различного плотницкого инструмента: топоры, сверла, стамески, долото…
– Во что верили?
– Можем только предполагать. Конечно, верили в природу. На многих медальонах – изображения птиц, часто в украшениях используют привески в виде утиных лапок. Помните легенду, что именно утка вытащила Землю из-под воды. Ещё обнаружили повторяющийся орнамент на нескольких медальонах – он больше похож на якорёк. Возможно, это символ дерева жизни. А под ним две птички – вероятно уточки.
– Как хоронили, что клали в могилу?
– Хоронили в гробах – прямоугольных дощатых ящиках. Головой покойных клали обычно на север – сторону смерти, руки вдоль туловища. Если в ранней ломоватовской культуре мы находим серебро, редко золото, то в родановской – массово встречаются свинцово-оловянистые вещи. 82% найденных изделий – из олова. В районе головы обычно бывают височные кольца. Серьги редко находим – они не протыкали уши. Очень много копоушек (служили для очистки ушей от серы). Они очень красивые, потому что это ведь сакральное дело - в голове копаться. Дальше – медальоны из олова, ожерелья – из завозных раковин каури, стеклянные или каменные бусы. В детских погребениях – лунницы (амулет полумесяцем). Совсем нет браслетов. Зато много перстней.
– Средневековые жители – любители перстней?
– Они носили на обеих руках, да ещё по нескольку штук. Особенно мужчины. Сделаны по мотивам булгарских перстней, но по технологии отличаются нюансами – бордюрчиком, рубчиком. Значит, местные мастера хорошо знали перстни булгарского типа и делали подобные со своей интерпретацией.
– Складывается ощущение, что мужчины в то время были модники.
– Любое украшение было раньше оберегом. Мы сравнивали, разницы особой нет между тем, что клали в могилы мужчинам и женщинам. Она ощущается лишь в хозяйственных вещах. У мужчин – топор, у женщин – пряслица. Перстни, ожерелья, медальоны – обычно одинаково клали и тем, и другим. В районе пояса встречаются пряжки от ремня, может быть топорня – это железная скоба, куда вешался топор. Возле стоп – свинцово-оловянные нашивочки. Они, возможно, пришивались на обувь, чтобы не изнашивалась. В ногах обычно клалась посуда. Что можно отметить - в период XIII-XIV вв. происходит постепенное стирание элементов культуры, характерных для коренного финно-угорского населения, и распространение предметов ордынского и древнерусского облика.
Почему застрелили ребёнка
– Сколько жили в те времена местные народы?
– Доживали и до 60 лет. Обычно в нашем регионе в средние века у мужчин пик смертности приходится на 35-40 лет, у женщин два пика смертности, один совпадает с мужским – 35-40 лет, а другой -15-20 лет – это возраст первых родов. Обычно в эти времена была высокой материнская смертность. Но именно здесь она не фиксируется, возможно потому, что в наличии у нас не все костяки, которые мы можем обработать и составить всю картину.
– Почему больше детских могил?
– Очень высокая детская смертность. Если ребёнок переживал первые полтора года, то жить дальше у него было больше шансов. Умирали от чего угодно. Например, от сезонного недокорма, когда малышам не хватало витаминов. На одном из детских черепов мы обнаружили цинготные проявления - явный признак недостатка витамина С. На первом месте по причинам смертности стоят различные кишечные заболевания.
– Обнаружен детский череп с огнестрельным ранением. Что за варварство?
– Это, наверное, первое столь раннее свидетельство использования огнестрельного оружия на территории Пермского края. В голову ребёнка с небольшого расстояния попала медесодержащая картечь. Его череп мы обнаружили в 2007 году во время первой экспедиции. Не знаем, мальчик это или девочка. Малышу около полутора-двух лет. Это был период расцвета Камского ушкуйничества Анфала Никитина – бывшего новгородского боярина, который построил на Каме первый русский укрепленный пункт в Прикамье, названный позже «городок Анфаловский». Анфал разбойничал по Каме и Волге. Возможно, мы наткнулись на захоронение ребёнка-пермяка, павшего жертвой нападения ушкуйников Никитина. Но всё же вряд ли он погиб во время набега: других погибших от огнестрела мы не нашли. Тратить картечь на ребёнка не было смысла. Вероятнее всего, это был случайный выстрел при испытании нового непривычного оружия. Само оружие мы не нашли - это очень дорогая вещь в хозяйстве, вряд ли кто его будет класть в могилу.
– Нынче нашли, как ваши студенты шутят, «адского ребенка», он был похоронен на необычайной глубине. Почему так глубоко?
– Этот вопрос ещё только предстоит решить. Стараемся не делать скоропалительных выводов, пока не сверили со всеми погребениями на могильнике, не поискали аналогий на других могильниках и в этнографии.
– В прежние годы вы находили здесь скелеты лошадей, коров и свиней. Откуда они?
– Память о том, что здесь могильник, скорее всего, не сохранилась. И намного позже, уже в 18 веке, люди, которые селились здесь, видели, что в лесу есть готовые ямы (оставленные грабителями) – и тащили сюда павшую скотину. Некоторые местные так и рассказывали, что здесь якобы скотомогильник. Не надо в этом видеть кощунство. Люди видели какие-то открытые ямы в лесу, слегка их расширяли и хоронили скот.
– А где жили люди, которые похоронены здесь?
– В районе деревни Плотниково обнаружены три неогороженных селища. Это были небольшие семейные поселения на берегу речки Зюльган. Твердо и стопроценто, что они здесь хоронили своих умерших, мы не можем утверждать. Может, еще что-то не нашли.