aif.ru counter
1045

Почему застрелили малыша. Следствие ведут пермские археологи

Братья-близнецы, студенты ПГГПУ Андрей и Павел Смертины приезжают в Плотниково каждый год.
Братья-близнецы, студенты ПГГПУ Андрей и Павел Смертины приезжают в Плотниково каждый год. © / Марина Сизова / АиФ

В восемь утра – завтрак. И сразу  на раскопки. После обеда  –  два часа отдыха (дров нарубить, быт в палаточном лагере наладить). Затем до восьми вечера, почти до самых сумерек, – снова лопату в руки. А вечером – гитара. Человек с гитарой у костра – руководитель экспедиции Наталья Брюхова.

Что интересовало археологов в лесу у деревни Плотниково в Пермском крае – в материале «АиФ-Прикамье».

Научные интересы Натальи Брюховой: антропология древнего населения Предуралья, археология эпохи средневековья.Фото: Из личного архива/ Наталья Брюхова

Нет слов кроме мата

Марина Сизова, «АиФ-Прикамье»: Наталья Геннадьевна, при входе в палаточный лагерь натыкаешься на улыбку Есенина. С собой везли портрет, который сейчас висит на дереве?

Наталья Брюхова:  Портрет поэта нашли на соседней с лагерем свалке и не смогли его оставить гнить под дождями. Теперь Сергей Александрович живет в нашем лагере.

Сергей Есенин: «Как захожий богомолец, я смотрю твои поля». Фото: АиФ/ Марина Сизова

–  Под поэтом выстроены в ряд лопаты. Они не только там, но и на раскопе. Не многовато?

–  Современные лопаты ломаются сразу же. Их нужно просто очень какое-то бездонное количество. То ли дело старые, у которых деревянные черенки уже как железо. С такими и расставаться жалко.

Археологи жалуются на современные лопаты. Фото: АиФ/ Марина Сизова

–  Пандемия внесла коррективы в планы этого сезона?
–  Обычно на первые раскопки мы выезжаем в июне, нынче – с середины июля. Если бы не было пандемии, это была бы уже третья экспедиция, а не первая. И с нами нет нынче, к сожалению,  студентов-первокурсников.

–  Экспедиции сюда проводятся не первый год?

–  Мы раскопали, по нашим подсчетам, где-то половину. База, от которой мы ездим – педуниверситет, Камская археолого-этнографическая экспедиция. Состав – научные сотрудники, студенты и просто люди, больные археологией. Экспедиции проводятся с лета 2007-го. Как раз тогда начали поступать звоночки, что средневековый могильник у деревни Плотниково в Коми округе сильно грабится. И тогда под руководством профессора Натальи Борисовны Крыласовой сюда приехал отряд. И, действительно, мы застали огромные ямы, выкопанные в лесу. Вокруг валялись человеческие кости, железные топоры, керамика, –  в общем, всё то, что нельзя продать.

–  Чёрные копатели?..

– Да, причём они были здесь всегда, ещё с XVI- XVII веков, когда эти погребения были тотально разрушены. В это время начинается заселение земель, активная распашка. И ещё, не забывайте, это ведь земли Строгановых, которые хорошо платили за древности. В 80-90-х тоже были зафиксированы около 100-150 грабительских ям.

О чёрных археологах
В старину грабители были людьми более богобоязненными, не ломали, не выбрасывали кости. А если на место пришли современные чёрные копатели – они выгребают всё подчистую.

–  Кто эти грабители?

–  Те, которые копают ямами, явно не местные жители. У них хорошее оборудование, они приезжают на хороших машинах, часто по весне, когда трава низкая и хорошо берёт металлоискатель. Готовятся заранее – изучают места, читают отчёты. Мы идем пешком по нескольку километров до места раскопок, потому что не можем проехать, нам кажется, что нет дорог, доходим до места, а там уже побывали чёрные копатели и везде следы вездеходов. Конечно, есть такие, которые копают из любопытства: что-то узнали, прошлись с металлоискателем, но они такой урон не наносят.  А чёрные копатели, если выезжают, раскапывают всё подчистую.

–  Сильный урон нанесён?

–  В старину грабители копали примитивными инструментами – киркой, лопатой.  С тех пор  много вещей остаётся. Они были людьми более богобоязненными, не ломали, не выбрасывали кости, чаще просто сдвигали их в сторону. А если на место пришли современные чёрные копатели – они и все кости выбрасывают – после них ничего не остаётся. Черепа, может, забирают для продажи каким-нибудь оккультистам или медикам, потому что черепов мы не находим.

–  Материтесь?

–  Кроме мата не находится других слов. Разберёшь погребение и думаешь –  а если бы оно было нетронутым, мы ведь бы восстановили  все обряды и религиозные воззрения!  

Одно из интереснейших, к примеру, погребений, уже разграбленных, к сожалению: в могиле разбросанные чёрными копателями кости женщины, рядом – развал черепков горшочков, явно в них было зерно, кости большой промысловой рыбы, кости трёх зайчиков и двух белочек. Если бы лежало так, как эту женщину похоронили, была бы полная картина. А нам приходится работать не столько археологами, сколько следователями. После походов чёрных копателей очень тяжело восстанавливать прошлое.

Палаточный лагерь. Фото: АиФ/ Марина Сизова

На севере - без пандемий

–  Какие интересные находки сделали?

–   Памятник датируется XIII-XV вв.. Это единственный могильник того времени в Пермском крае, на котором сейчас ведутся раскопки. У нас очень много материалов по более ранней ломоватовской культуре. А позже, в родановскую эпоху, становится меньше населения. Вряд ли это связано с какой-то экспансией.  Возможно, происходит отток из-за каких-то климатических изменений. Известных городищ и могильников того времени  – раз-два и обчёлся. По этому могильнику мы реконструируем родановскую культуру. На сегодня мы обнаружили 176 погребений. Из них инситных (нетронутых) - пять детских, и еще два взрослых, мужское и женское. Они сохранились только потому, что поверх них шли какие-то другие погребения, грабители подумали, что уже всё выбрали и ушли, до них не докопавшись. Вещи не главное. Значимо реконструировать образ жизни людей.

Большинство погребений уже кем-то разграблены. Инситных (нетронутных) раз-два - и обчёлся. Фото: АиФ/ Марина Сизова

–  Какие тогда жили люди, как они выглядели?

–  Население разделено на два разных антропологических типа: невысокие грацильные (хрупкие) и высокие, крупные. Они жили здесь в одно время, вместе, сообща. Ещё с древних времён здесь обитало именно грацильное население -  финно-угорской языковой группы, которое прежде занимало очень большую территорию –  Прикамье, Татарстан,  Башкирию, Удмуртию и т.д.  В средние века стало примешиваться новое население – это люди, которые пришли с соседних территорий. Сказать, что это было неродственное население, несмотря на антропологические различия, наверное, нельзя. Разница с пришлыми небольшая. 

Учитель истории и обществознания пермской школы №94 Алексей Масленников: Как лучше провести свой отпуск? В палатке, в лесу, в экспедиции. Фото: АиФ/ Марина Сизова

–  Какие болезни одолевали? Не было ли эпидемий?

–   Обитало здесь мирное и спокойное население, не знавшее войн и эпидемий. Эти люди жили в климате с холодными зимами и умеренно тёплым летом. На костях трудно засечь  быстротечные заболевания. Холера, чума – не успели бы оставить свои следы. А, к примеру, туберкулез, проказа – оставили бы. Здесь, на севере, не было пандемий, иначе мы бы натыкались на коллективные погребения, а их нет. Изредка встречаются парные захоронения, как правило – взрослый и ребенок. Они могли умереть одновременно. Либо могли умершего ребенка подзахоронить позже: оставить до похорон кого-нибудь из взрослых (например, зимой или в распутицу только из-за ребёнка ехать на кладбище и проводить обряд считалось нецелесообразно). Признаков каких-либо серьёзных заболеваний на костях мы не нашли. Если есть переломы, то они связанны с какими-то охотничьими переходами.  Если в более ранние времена мы встречаем пики, мечи, боевые стрелы, то в эту эпоху встречаются только орудия для охоты.  Жили охотой и рыболовством, ели рыбу, мясо, молочные продукты. Ещё не особо развито земледелие. Употребляли немного растительной (злаковой) пищи. Заметна большая нагрузка на кости ног – могли ходить за зверем.  Очень много встречается различного плотницкого инструмента: топоры, сверла, стамески, долото…

 –  Во что верили?

–  Можем только предполагать. Конечно, верили в природу. На многих медальонах – изображения птиц, часто в украшениях используют привески в виде утиных лапок. Помните легенду, что именно утка вытащила Землю из-под воды. Ещё обнаружили повторяющийся орнамент на нескольких медальонах – он больше похож на якорёк. Возможно, это символ дерева жизни. А под ним две птички – вероятно уточки.

–  Как хоронили, что  клали в могилу?

–   Хоронили в гробах – прямоугольных дощатых ящиках. Головой покойных клали обычно на север – сторону смерти, руки вдоль туловища. Если в ранней ломоватовской культуре мы находим серебро, редко золото, то в родановской – массово встречаются свинцово-оловянистые вещи.  82%  найденных изделий – из олова. В районе головы обычно бывают височные кольца. Серьги редко находим  – они не протыкали уши.  Очень много копоушек (служили для очистки ушей от серы). Они очень красивые, потому что это ведь  сакральное дело - в голове копаться.  Дальше – медальоны  из олова, ожерелья – из завозных раковин каури, стеклянные или каменные бусы. В детских погребениях  – лунницы (амулет полумесяцем).  Совсем нет браслетов.  Зато много перстней.

1. Лунница. 2. Бронзовая шумящая подвеска 3. Свинцово-оловянистая бусина.  4. Костяная копоушка. Фото: Из личного архива/ Наталья Брюхова

–  Средневековые жители –  любители перстней?

–  Они носили на обеих руках, да ещё по нескольку штук. Особенно мужчины. Сделаны по мотивам булгарских перстней, но по технологии отличаются нюансами – бордюрчиком, рубчиком. Значит, местные мастера хорошо знали перстни булгарского типа и делали подобные со своей интерпретацией.

–  Складывается ощущение, что мужчины в то время были модники.

–  Любое украшение было раньше оберегом. Мы сравнивали, разницы особой нет между тем, что клали в могилы мужчинам и женщинам. Она ощущается лишь в хозяйственных вещах.  У мужчин – топор, у женщин – пряслица. Перстни, ожерелья, медальоны – обычно одинаково клали и тем, и другим. В районе пояса встречаются пряжки от ремня, может быть топорня – это железная скоба,  куда вешался топор.  Возле стоп – свинцово-оловянные нашивочки. Они, возможно, пришивались на обувь, чтобы не изнашивалась. В ногах обычно клалась посуда. Что можно отметить - в период XIII-XIV вв. происходит постепенное стирание элементов культуры, характерных для коренного финно-угорского населения, и распространение предметов ордынского и древнерусского облика.

В ногах обычно клалась посуда. Фото: Из личного архива/ Наталья Брюхова

Почему застрелили ребёнка

–  Сколько жили в те времена местные народы?

–  Доживали и до 60 лет. Обычно в нашем регионе в средние века у мужчин пик смертности приходится на 35-40 лет, у женщин два пика смертности, один совпадает с мужским – 35-40 лет, а другой -15-20 лет – это возраст первых родов. Обычно в эти времена была высокой материнская смертность. Но именно здесь она не фиксируется, возможно потому, что в наличии у нас не все костяки, которые мы можем обработать и составить всю картину.

На месте раскопок Евгения Лычагина и Наталья Брюхова, преподаватели кафедры древней и средневековой истории России Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Фото: АиФ/ Марина Сизова

–  Почему больше детских могил?

–  Очень  высокая детская смертность. Если ребёнок переживал первые полтора года, то жить дальше у него было больше шансов.  Умирали от чего угодно. Например, от сезонного недокорма, когда малышам не хватало витаминов. На одном из детских черепов мы обнаружили цинготные проявления - явный признак недостатка витамина С. На первом месте по причинам смертности стоят различные кишечные заболевания.

–  Обнаружен детский череп с огнестрельным ранением. Что за варварство?

–  Это, наверное, первое столь раннее свидетельство использования огнестрельного оружия на территории Пермского края. В голову ребёнка с небольшого расстояния попала медесодержащая картечь. Его череп мы обнаружили в 2007 году во время первой экспедиции. Не знаем, мальчик это или девочка. Малышу около полутора-двух лет. Это был период  расцвета Камского ушкуйничества Анфала Никитина – бывшего новгородского боярина, который построил на Каме первый русский укрепленный пункт в Прикамье, названный позже «городок Анфаловский». Анфал разбойничал по Каме и Волге. Возможно, мы наткнулись на захоронение ребёнка-пермяка, павшего жертвой нападения ушкуйников Никитина. Но всё же вряд ли он погиб во время набега:  других погибших от огнестрела мы не нашли. Тратить картечь на ребёнка не было смысла.  Вероятнее всего, это был  случайный выстрел при испытании нового непривычного оружия. Само оружие мы не нашли - это очень дорогая вещь в хозяйстве, вряд ли кто его будет класть в могилу.

–  Нынче нашли, как ваши студенты шутят, «адского ребенка», он был похоронен на необычайной глубине. Почему так глубоко?

–  Этот вопрос ещё только предстоит решить. Стараемся не делать скоропалительных выводов, пока не сверили со всеми погребениями на могильнике, не поискали аналогий на других могильниках и в этнографии.

До этого ребенка, похороненного очень глубоко, чёрные археологи недобрались. Фото: АиФ/ Марина Сизова

–  В прежние годы вы находили здесь скелеты лошадей, коров и свиней. Откуда они?

–  Память о том, что здесь могильник, скорее всего, не сохранилась. И намного позже, уже в 18 веке, люди, которые селились здесь, видели, что в лесу есть готовые ямы (оставленные грабителями) – и тащили сюда павшую скотину. Некоторые местные так и рассказывали, что здесь якобы скотомогильник. Не надо в этом видеть кощунство.  Люди видели какие-то открытые ямы в лесу, слегка их расширяли и хоронили скот. 

– А  где жили люди, которые похоронены здесь?
–  В районе деревни Плотниково обнаружены три неогороженных  селища. Это были небольшие семейные поселения на берегу речки Зюльган. Твердо и стопроценто, что они здесь хоронили своих умерших, мы не можем утверждать. Может, еще что-то не нашли.

ДОСЬЕ «АиФ»
Наталья Геннадьевна Брюхова родилась 21 ноября 1973 года. В 1997 году окончила истфак ПГПУ. С 2003 года работает научным сотрудником в Пермском научном центре УрО РАН (сейчас ПФИЦ УрО РАН - Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения РАН) в отделе истории, археологии и этнографии. Кроме того, является ведущим сотрудником Лаборатории археологической трасологии, антропологии и экспериментальной археологии ПГГПУ. Научные интересы: антропология древнего населения Предуралья, археология эпохи средневековья.

 
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах