Защищённость интернет-ресурсов и их безопасность для пользователей обсудили на пленарной сессии SOC-форума «Экономика доверия: как безопасность клиентов стала главным активом бизнеса».
В работе пленарной сессии принял участие заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов. Он отметил, что 2025 год во многом стал прорывным с точки зрения введения беспрецедентных мер для развития кибербезопасности. Однако переломить тренд телефонного мошенничества пока не удалось — несмотря на беспрецедентные меры. В 2024 года телефонные мошенники украли у россиян 300 млрд рублей, а по итогам этого года прогнозируется рост на 15–20%.
По мнению зампреда банка, в этой ситуации самое пристальное внимание нужно обратить на искусственный интеллект, который даёт новые возможности не только для киберзащиты, но и для киберпреступников. Поэтому на эти тренды надо реагировать молниеносно и проактивно, работая на опережение.
«На пороге новая проблема — дипфейки на вооружении киберпреступников. Уже через месяц-два появится новый инструмент, когда можно будет говорить в одной стране на собственном языке с жертвой, которая находится в другой стране и знает другой язык. Очень скоро искусственный интеллект будет безошибочно переводить на любой диалект любого города, принуждая потенциальную жертву телефонного мошенничества совершить выгодные для преступников действия. Мы уже можем вместе с законодателями принимать меры для привлечения к уголовной ответственности мошенников, которые используют дипфейки в преступных целях», — сказал Станислав Кузнецов.
«Многие компании, включая банк уже имеют высококачественные технологии для детекции (распознавания) дипфейков. Эти стандарты нужно вводить в практику, в том числе и в телекоме, и на телевидении, чтобы автоматически обнаруживать дипфейки на дальних подступах», — сказал Станислав Кузнецов.
По мнению спикера одновременно надо развивать киберграмотность. И это должен быть взгляд не в прошлое (что уже произошло), а в будущее (что может произойти). Станисла Кузнецов убеждён, что у России есть основания быть на шаг впереди киберпреступности по технологиям, которые опережают зарубежные аналоги. И клиенты банка — одни из самых защищённых. Банк старается так обучить свои модели, чтобы даже когда жертва снимает наличные деньги, чтобы передать их дроп-курьеру, кредитная организация смогла предупредить клиента об опасности. Цель банка — полностью исключить телефонное мошенничество для своих клиентов. При этом банк постоянно развивает сервисы кибербезопасности, доступные самим клиентам.
Россияне считают, что ИИ может стать инструментом для защиты от мошенников
Каждый четвёртый россиянин применяет ИИ в повседневной жизни
Станислав Кузнецов: растёт число детей, вовлечённых в мошенничество
Сбер сделал кибербезопасность интерактивной