Необычный экспонат обнаружили пермские дайверы на прошлой неделе. На дне Сылвы они нашли 70-метровый колёсный пароход, который затонул более полувека назад.
Эксперты уверены, что дайверы обнаружили останки пассажирского парохода «Вера Фигнер». Он «колесил» по волжским и камским просторам в те времена, когда ещё даже не начали строить знаменитый «Титаник». Верой и правдой служил он разным хозяевам почти 60 лет. Пока не затонул.
Слухи подтвердились
Затонувшее судно обнаружили на глубине 12-18 м примерно в 1-1,5 км от берега в районе посёлка Сылва. С помощью эхолотов местные рыбаки «видели», что в этом месте что-то крупное лежит на дне, но не могли идентифицировать.
«Ходили слухи, что где-то в этом месте находится затонувшее судно. Решили проверить информацию. И с помощью сонара обнаружили на дне колёсный пароход. На прошлой неделе совершали погружения – спускались «двойками», – говорит дайвер пермского клуба подводного плавания «Safety stop» Андрей Кенкурогов, который участвовал в погружениях».
По его словам, верх судна разрушен, большая часть сильно заилена.
«Но какие-то фрагменты сохранились: труба, лесенки, палубы, элементы стенок, днище с иллюминаторами. Окна, двери и колёса тоже есть. Температура воды в Сылве сейчас всего три градуса, прозрачность – не больше трёх метров. Было сложно работать в таких условиях. Сейчас на Сылве встаёт лёд. Когда он окончательно встанет, продолжим свои погружения и исследования парохода. Зимняя пора – самое идеальное время для этого, потому что вода прозрачнее. Один из музеев уже попросил достать лесенку. Ждём от него официальное письмо, чтобы заняться её подъёмом», – поясняет Андрей Кенкурогов.
Научный интерес
Названия найденного судна дайверам обнаружить пока не удалось. Скорее всего, оно просто не сохранилось.
По словам известного пермского журналиста, кандидата исторических наук и доцента ПФ ВГУВТ Аркадия Константинова, нет никаких сомнений в том, что обнаруженное на дне Сылвы судно – это колёсный пароход «Вера Фигнер». Его построили в 1904 г. в Муроме на заводе Валенкова. Первоначально он назывался «Екатерина». Затем его приобрела судовладелица Мария Кашина и переименовала в «Харитину». Пароход работал на ежедневной беспересадочной линии между Рыбинском, Нижним Новгородом, Казанью и Пермью. В 1913 г. Кашина продала его объединённому пароходству КАМВО, где главную роль играл Николай Мешков.
«После революции пароход национализировали. В годы Гражданской войны красные использовали его в качестве транспортно-десантного судна. Затем он многие годы трудился в Волжском и Камском пароходствах. В 1928 г. пароход переименовали в «Веру Фигнер» (в честь русской революционерки. – Авт.). Случались с ним и серьёзные аварии. После одной он даже затонул. Но пароход капитально ремонтировали, модернизировали. И он снова вставал в строй. В годы Великой Отечественной войны на нём в нашу область доставляли детей, эвакуированных из блокадного Ленинграда», – рассказывает Аркадий Константинов.
Пароход бороздил речные просторы вплоть до 1960 г., пока его не списали. Но ещё несколько лет его использовали в разных целях – в качестве склада, дебаркадера и места отдыха на прибрежной стоянке на Сылве. Зимой 1966 г. из-за сжатия льдом произошла деформация корпуса, судно дало течь и весной затонуло.
Понятно, что о подъёме судна речь сейчас не идёт. Слишком затратное это дело. Да и состояние парохода, который столько лет пролежал на дне, не позволит.
«Корпус, хоть и клёпаный, основательно проржавел. Однако отдельные фрагменты найденного парохода представляют интерес с точки зрения исследования истории кораблестроения и судоходства. Судном уже заинтересовался музей ПФ ВГУВТ. Возможно, следующим летом на Сылву, где нашли пароход, организуем исследовательскую группу, в которую войдут преподаватели и курсанты-старшекурсники», – говорит Аркадий Константинов.