В начале июля в Перми на эспланаде начались раскопки. Хоть площадь работ небольшая, интерес к ним огромный. Благодаря им, горожане узнали, что меньше 100 лет назад за нынешней автобусной остановкой на улице Попова находился храм святого Иоанна Златоуста. А в нём последнее успокоение нашёл основатель Белогорского монастыря протоиререй Стефан Луканин.
Тайный храм
Марина Медведева, «АиФ-Прикамье»: Почему эта работа началась именно сейчас?
Вячеслав Дегтярников: В фильм о Белой горе вошёл фрагмент о том, как на Аллее Славы в Перми появилась звезда в честь протоиерея. Просматривая эту часть картины, мы вспомнили, что совсем рядом с памятным знаком должна находиться и могила Стефана Луканина - его похоронили в левом приделе храма в 1904 г. Инициатором раскопок стал митрополит Мефодий. Нынче зимой он благословил нас начать поиски архивных документов.
Храм в районе эспланады закрыли в 1929 г. и переоборудовали в жилой дом. 5 июля этого года впервые за 88 лет на этом месте отслужили молебен. Мы нашли людей, которые жили в этом доме и видели, как его сносили. Было это не так уж и давно – в конце 70-х годов прошлого века. Они слышали о том, что внизу находится могила архимандрита (они не знали, что на самом деле он – протоиерей). Жильцы вспомнили, что перед сносом дома оттуда категорически отказывался выезжать один старик. Его пришлось вывозить с помощью милиции. Можно предположить, что был один из послушников Белгорского подворья.
В подготовке раскопок участвовали профессионалы. Копать начали волонтёры и члены инициативной группы. Во время работы мы заметили, что раскопки вызвали большой интерес горожан.
Муки совести
– С чем, по вашему мнению, связан такой большой интерес к раскопкам?
– Надо понимать, что сейчас – год 100-летия русской революции. И в это время всплывают многие вещи, о которых долгое время никто не вспоминал.
Например, почему-то именно в этом году нашли дневники схимонахини Марии Сириной, духовной дочери игумена Серафима (Кузнецова). В них в 1946 г. она написала о разговоре с главным редактором газеты «Звезда» Михаилом Туркиным. Соратник Ленина, который возвращался в Россию вместе с Владимиром Ильичом в знаменитом опечатанном вагоне, рассказал ей, где убили архиепископа Андроника Никольского. Оказалось, что отвезли его в сторону Ипподрома. Вот зачем Туркин об этом рассказал? Значит, эта история его мучила. Возможно, он хотел очистить совесть.
– В те годы лишили жизни многих священников…
– Недалеко от места, где мы ведём раскопки, в 1918 г. расстреляли несколько человек. Гонениям подвергались и верующие люди. Вообще, считаю, что надо ставить вопрос о социоциде (уничтожение людей, принадлежащих к определённой социальной группе. – Авт.). Если посмотреть дела о репрессиях, то видно, что посадить могли за портрет императора, найденный в доме, за то, что есть молитвослов, где упоминаются члены августейшей фамилии.
Небесный Иерусалим
– Вы рассказывали телезрителям о пермских святителях церкви. Чем вам близки ваши герои?
– Каждый из них удивителен. Например, Трифон Вятский, политическое влияние которого до сих пор остаётся недооцененным. Он покинул вотчину Строгановых, когда его обвинили в поджоге. Современные люди, скорее всего, начали бы доказывать свою правоту. С нашей точки зрения, это, возможно, и верно. Но он сделал другой выбор. Преподобный не стал доказывать, что не виновен. Он это сделал, чтобы не сеять вражду среди членов знаменитого рода. Трифон был духовным отцом одного из Строгановых, и тот мог встать на его защиту. В этом случае раскол в семье и схватка между её членами были бы неминуемы.
Кукша Одесский, который жил в ссылке в Кунгурском районе, в подворье Белогорского монастыря, некогда сказал, что Пермь – это второй Иерусалим. Фраза, пермяками не до конца осознанная. Что она может означать? Иерусалим – это перерождение человека. Монастырь, рядом с которым жил Кукша Одеский, – символ Иерусалима небесного. То есть по сути, Кукша мог говорить о воплощении мечты человека о небесном Иерусалиме (город, посланный богом в конце истории, один из образов Царства Небесного – Авт.).
Удивительны были дела Стефана Луканина, с которого мы начали разговор. Сейчас принято отделять духовную жизнь от светской. Однако протоиерея можно назвать и светским деятелем тоже. Он создал школу в Бикбарде в поместье Дягилевых для детей-сирот. Там он изобрёл машинку для изучения букв. По примеру этой школы, где Стефан 7 лет работал бесплатно, в Осинском районе создали несколько подобных учебных заведений. Известно, что в Кунгурском районе он силой слова остановил крестьянский бунт и не допустил кровопролития. Разве можно забыть такого человека?
– Почему вы занимаетесь восстановлением памяти об этих людях и событиях?
– Никогда не задумывался, если честно. Корни, наверное, стоит искать в моём детстве. Когда с бабушкой проходил мимо Слудской церкви, видел через открытые двери священников, верующих. Для меня это была сказка. Внутрь мы не заходили, так как семья у меня была не религиозная. Настоящий интерес пришёл в 90-е годы, когда впервые приехал со съёмочной группой в Белогорский монастырь. Там я увидел другую жизнь.
Для меня очень важно возрождение исторической памяти. Именно она определяет нацию. После 1917 г. была разрушена не только церковь, но и малая церковь – семья. А ведь из историй каждого рода складывается история государства. Сейчас мы постепенно возвращаем то, что нас когда-то заставляли забыть.