В середине сентября в социальных сетях появилось видео избиения школьницы. На нём девочка лежит на траве, а две подруги и мальчик пинают её ногами. В финале друзья поджигают волосы жертвы. Запись сделана 31 августа.
О том, почему дети проявляют жестокость и как научить ребёнка выходить из конфликтов - в материале «АиФ-Прикамье».
Побои как акт воспитания
25 сентября в эфире Первого канала, в программе «Мужское/Женское», участницы конфликта и их родители рассказали, что произошло. Они пояснили, что девочка, которую избивали, прежде украла у подруги мобильный телефон и не хотела возвращать. Друзья решили наказать её, и девочка согласилась. Она даже сама выбрала место, где это будет происходить. Школьники решили зафиксировать происходящее на видео, потому что хотели показать его и другим ребятам, которые хотели бы наказать девочку.
Странно, что мама избитой школьницы не заметила ни синяков на её теле, ни опалённых волос. Кроме того, выяснилось, что девочка, которая инициировала избиение, считалась лучшей подругой.
Сейчас по материалам публикаций жестокого видео в социальных сетях правоохранители проводят доследственную проверку.
«Факты происшествия подтвердились. Все его участники моложе 14 лет, поэтому, если будут основания, к административной ответственности привлекут родителей. Мать пострадавшей девочки уже привлекли: ребёнка изъяли из семьи. В настоящее время девочка проживает в реабилитационном центре», – рассказал руководитель следственного отдела по городу Березники Дмитрий Малинин.
Статус значения не имеет
То, что произошло в Березниках, – не единственный случай массовых издевательств над подростками в Пермском крае. По словам экспертов, широкий круг общественности узнаёт только о малой части подобных происшествий. Оказывается, травля и издевательства имеют гораздо более глобальные масштабы, причём не только в Прикамье или в России, но и в других странах.
«Мы с 2014 года занимаемся исследованиями и профилактикой буллинга, – рассказывает психолог, исполнительный директор регионального центра «Вектор», координатор проекта по профилактике школьного насилия Ольга Муравейская. – Буллинг – это общепринятый термин, пришедший в русский язык из английского, обозначающий групповую травлю и издевательства. В 2004 году Всемирная ассоциация здравоохранения провела исследование буллинга в 35 странах мира. Выяснилось, что около 11% детей регулярно участвуют в групповой травле и проявляют жестокость по отношению к сверстникам. И каждый десятый ребёнок оказывается в положении притесняемого и преследуемого. При этом аналитики обнаружили, что нет каких-либо конкретных характеристик среды, располагающих к проявлению буллинга. Социальный статус и уровень достатка семей, уровень образования родителей, место жительства, статус учреждения, в котором учатся дети, страна проживания – всё это не имеет значения. Буллинг есть везде. Само явление буллинга нельзя считать проблемой конкретных семей. Очевидно, что дети, которые втягиваются в такие процессы, часто дезориентированы в обществе. Этические принципы в сознание детей закладывают родители и учителя. Но они часто не акцентируют внимания на том, что насилие недопустимо ни при каких обстоятельствах».
Взрослым нужно учить детей решать конфликты и проявлять эмоции без применения насилия, уметь распознавать зачатки травли и предотвращать конфликты. А если в детском коллективе травля возникла, то уметь её остановить и оказать помощь всем её участникам без исключения. Ведь последствия травли травматичны для всех её участников: и для детей-агрессоров, и пострадавших, и наблюдателей.
По словам эксперта, если б взрослые были более внимательными к детям, до побоев дело доходило бы значительно реже. Чтобы агрессии к сверстникам стало меньше, взрослые должны обсуждать тему насилия в детском коллективе.
Кстати
На детский телефон доверия регионального центра «Вектор» в 2016 году 331 раз обращались дети, которые рассказали, что их травят. За восемь месяцев 2017 года таких обращений уже поступило 170. Психологи считают, что с наступлением учебного года количество обращений сильно увеличится.