Примерное время чтения: 5 минут
1698

Знамя Колчака. Как прикамская купчиха отдала для стяга подвенечное платье

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ-Прикамье 24/04/2019
Церемонию передачи знамени в точности повторили через 100 лет, 21 апреля 2019 года. Специально для неё с оригинала изготовили точную копию знамени, которое хранится в Москве, восстановив образ Спасителя
Церемонию передачи знамени в точности повторили через 100 лет, 21 апреля 2019 года. Специально для неё с оригинала изготовили точную копию знамени, которое хранится в Москве, восстановив образ Спасителя / Наталья Аксентьева / Из личного архива

В Пермском крае воссоздали уникальную историю создания боевого знамени, сшитого ровно 100 лет назад для колчаковского полка. В 1919 году супруга разорённого купца пожертвовала для знамени единственную ценность, которая у неё осталась – своё подвенечное платье.

Подробности – в материале «АиФ-Прикамье».

Восемь раз водили на расстрел

Эта история началась в начале 1919 года, когда в небольшой городок Чердынь вступили солдаты и офицеры 25-го Тобольского Сибирского полка колчаковской армии, выбив с этой территории большевиков. «Белых» в губернии многие встречали радушно, так как уже успели устать от так называемого красного террора. Чердынь не стала исключением.

6 января 1919 года городской голова дал торжественный обед в честь Тобольского полка. Во время приёма игуменья Иоанно-Богословского монастыря Руфина (Кокорева) предложила для поднятия боевого духа преподнести полку новое знамя взамен утраченного. Военные с готовностью согласились. Времена были тяжёлыми, хорошего материала было не достать. Где взять ткань?

На помощь пришла супруга местного купца первой гильдии Николая Алина, Анфия. Некогда состоятельная семья торговала дичью, пушниной, рыбой, но в начале 1919 года была полностью разорена. Супруга Анфии Даниловны восемь раз водили на расстрел, по-видимому, добиваясь получения выкупа (такая практика была довольно распространена). Но взять с него было уже нечего.

Последняя ценность

Анфия Даниловна много занималась благотворительностью, что в те времена было очень распространено среди состоятельных людей. Достаточно сказать, что 30 тысяч рублей, полученные в наследство от отца, камского пароходчика Даниила Евдокимовича Ржевина, она передала сиротскому приюту и церкви убиенных ратников. Кроме того, Алины собирали богатую краеведческую коллекцию. Анфия Даниловна хотела открыть частный музей, но события 1917 года круто изменили жизнь семьи. Алины потеряли почти всё.

Для знамени Анфия отдала самое ценное, что у неё осталось – платье из белой парчи с золотой нитью. Венчальное платье тогда хранили как семейную реликвию, так что значение поступка купчихи можно себе представить.

Точная копия и тоже из подвенечного платья

Монастырские белошвейки работали над знаменем длиной 130 см и шириной 108 см до 21 апреля. Белые поля сделаны из юбки венчального платья купчихи Анфии Даниловны. Зелёный муар (середина знамени) приобрела сама игуменья Руфина. Матушка вместе с сёстрами занималась его художественным шитьем. Вышивали канителью, блёстками и бисером. Знамя прикрепили к древку, увенчанному крестом.

«Монахини также пришили к знамени образ Спасителя, написанный иконописцем из пригородного села Покча Королёвым. Позднее этот образ был утрачен, – рассказала чердынский краевед Екатерина Котельникова. – Говорят, что, в 1920 году под Красноярском терпящие поражения воины срезали его со знамени, чтобы образ не попал в руки врага. Но это только версия. Сейчас оригинал знамени хранится в Центральном музее вооружённых сил в Москве. Образа на нём нет. Полотнище потеряло цвет, став бежевым. Знамя боевое, поэтому потемнело оно, скорее всего, не только от времени».

Знамя передавали в торжественной обстановке. Для принятия полковой святыни на Алинской площади построили части полка во главе с командиром, который перед началом молебна обратился к стрелкам с краткой речью, указав на святое значение, которое имеет знамя в жизни полка.

Эту церемонию в точности повторили через 100 лет, 21 апреля 2019 года. Специально для неё с оригинала изготовили точную копию знамени, которое хранится в Москве, восстановив образ Спасителя. Для придания достоверности тоже использовали в качестве основы шёлковое подвенечное платье современной жительницы Чердыни.

Вдали от Родины

В июне 1919 года сибирские стрелки покинули Чердынь под натиском Красной армии. С ними ушла и матушка Руфина с четырьмя монахинями, и семья купчихи Анфии Алиной. Супруг Анфии Даниловны в том же году умер в Чите, а Анфия с детьми Петром, Василием, Марией и Натальей уехали в Харбин. Дочери с мужьями позже вернулись на Родину, а она с сыновьями перебралась в Сан-Пауло (Бразилия), где и умерла в 1975 году.

Сохранилась и дошла до наших дней полковая песня 25 Тобольского Сибирского стрелкового полка, которая появилась в связи с вручением полку знамени. Её текст и ноты сейчас хранятся в архиве Чердынского краеведческого музея. А настоящее знамя полка чердынца всё же увидят. Его обещают  привезти в Пермский край в этом году.

Историческая справка
Пермская операция конца 1918 года – один из наиболее известных эпизодов Гражданской войны в России на уральско-сибирском театре военных действий. Активное наступление войск под руководством генерала Пепеляева началось 13 декабря. Белые быстро взяли Кунгур и Чусовской завод. К 23 декабря линия фронта проходила через станцию Сылва и село Троицкое. 24 декабря полки белых вступили в Пермь. Однако, после взятия Перми белые не смогли развить успех по всему фронту. Через полгода, в конце июня 1919 года, большевикам удалось отбить город. В начале июля 1919 г. красные войска заняли южные районы Прикамья. Масштабные военные действия в Пермской губернии прекратились летом 1919, но в лесах скрывались остатки формирований Сибирской армии. Боевые действия на севере края (Кай-Чердынский фронт) продолжались до марта 1920 года.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах